Новости

 

В журнале Biological Psychiatry было опубликовано первое исследование по изучению влияния в раннем подростковом возрасте кортизола и стрессовых факторов на развитие аттенуированной психотический симптоматики в позднем подростковом возрасте. Авторы новой работы отобрали детей 9 – 12 лет и с учётом факторов риска развития шизофрении проследили их состояние до 21 года. Всего в исследовании приняло участие 109 человек.  В итоге было обнаружено, что увеличение уровня дневного кортизола, наличие повседневных стрессовых факторов могут являться факторами риска развития аттенуированной психотической симптоматики.  

 

В настоящее время является несомненной связь между психо-социальными стрессами и экзацербацией психотических расстройств. У лиц с психотическими расстройствами обнаруживают нарушение работы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГНО): увеличивается чувствительность к стрессовым факторам, изменяется деятельности дофаминергической и глутаматергической систем, повышается уровень кортизола в крови и слюне, увеличивается размер гипофиза, но при этом в момент воздействия стрессового фактора или усталости уровень кортизола в слюне снижается. Кросс-секционные исследования имеют противоречивые показатели ассоциированности психотических расстройств и уровнем кортизола в крови и слюне. Более крупные исследования обнаруживают высокий базальный уровень кортизола в слюне при психозе. 

 

Что касается стрессовых факторов, то лонгитюдные исследования также продемонстрировали неоднозначные результаты. Небольшие исследования обнаруживали большую подверженность стрессу у лица юного возраста, у которых психотические расстройства развились в течение года. Более крупные исследования такой связи не обнаруживают. Возможно, изучение влияния кортизола и стресса на развитие аттенуированных психотических симптомов сможет пролить свет на этиологическую роль этих факторов. 

 

В августе 2021 года в журнале Biological Psychiatry было опубликовано исследование Alexis E. Cullen et al. Они изучили, есть ли связь между уровнем кортизола в слюне, наличием стрессовыми факторов в возрасте 11 – 14 лет, и развитием психотической симптоматики в  17 – 21 год. Для исследования были отобраны дети 9 – 12 лет из числа участников лонгитюдных исследований  с и без факторов риска развития шизофрении. К факторам риска авторы отнести задержки развития речи или моторных навыков, психопатологическую симптоматику, психотикоподобный опыт в прошлом, наличие родственников, страдающих шизофренией. У всех респондентов авторы уточнили сведения о психопатологической симптоматике и уровне кортизола в слюне , уровне стресса у респондентов возраста 11 – 14 лет, а также сведения об аттенуированной психотический симптоматике в 17 – 21 г. при помощи опросниками продромальный симптомов (Prodromal Questionnaire, PQ). В итоге в исследовании приняли участие 109 человек. У 21,1% респондентов были родственники, страдающие шизофренией или шизоаффективным расстройством. 

 

В результате исследования было обнаружено, что  только дневной уровень кортизола и уровень ежедневного стресса в 11 – 14 лет ассоциированы с более высоким показателем PQ в 17– 21 г. Эксплораторный анализ подтвердил статистическую значимость данной ассоциации.  При этом самые высокие прогнозируемые показатели PQ наблюдались при повышении как дневного кортизола, так и при влиянии ежедневных стрессоров. Реакция пробуждения кортизола такой ассоциированности не обнаружила. 

 

В ранних исследованиях было обнаружено, что детская травма, стрессы, в отличие от уровня кортизола, вносят несущественный  вклад в мультивариантную модель возникновения психотического состояния. Таким образом, кортизол, возможно, играет основную роль в развитие аттенуированных психотических симптомов у лиц из группы риска. 

 

Отсутствие связи между реакцией пробуждения кортизола и психотический симптоматикой подтвердило результаты предыдущих исследования. Авторы предположили, что снижение концентрации кортизола в утренние часы у лиц в психотическими состоянии может быть обусловлено генетическими факторами. 

 

В завершении статьи авторы добавляют, что сложно достоверно определить, регулируется ли кортизолом уровень стресса и развитие психотической симптоматики или наоборот. Согласно диатез-стресс модели, лица с риском развития психотических расстройств более чувствительны к воздействию стресса из-за нарушения работы ГГНО. В настоящее время неизвестно, с чем именно связаны эти нарушения.  Предполагается совместное воздействие генетических факторов и факторов окружающей среды. Так, гены FKBP5 и NR3C1, регулирующие функцию глюкокортикоидных рецепторов, оказывают влияние на уровень кортизола при детской травме и способствуют переходу в психотическое состояние у лиц из группы риска. 

 

Высокие показатели PQ при повышении дневного уровня кортизола и при воздействии стрессовых факторов свидетельствуют о том, что кортизол и стресс в большей степени ассоциированы с развитием аттенуированной психотической  симптоматикой, нежели чем с позитивными симптомами. Возможно, будущие исследования следует направить на изучение влияния кортизола и стресса на другие симптомы психических расстройств. 

 

Таким образом, увеличение дневного уровня кортизола и наличие повседневных стрессов в детском или раннем подростковом периоде могут свидетельствовать о развитии аттенуированной психотической симптоматики в будущем. Это означает, что между данными факторами и психотическими уровнем расстройств может быть связь. Необходимы дальнейшие, более масштабные, исследования. Это позволит формировать более специфичные группы риска.

 

Автор: Вирт К.О.

 

Источник: Alexis E. Cullen et al. Cortisol Levels in Childhood Associated with Emergence of Attenuated Psychotic Symptoms in Early Adulthood. Biological Psychiatry.