Биполярное аффективное расстройство (БАР) является одним из наиболее распространённых психиатрических расстройств. Хотя её нейробиологичесий субстрат ещё не полностью изучен, дофаминовая гипотеза является ключевым звеном патофизиологии как маниакальных, так и депрессивных фаз БАР уже на протяжении более четырёх десятилетий.

 

Увеличение использования антидофаминергических средств (антипсихотиков) в лечении данного расстройства и новые нейровизуализационные и посмертные исследования позволяют своевременно пересмотреть данную теорию. Так, в новом исследовании группа учёных из Великобритании провели систематический поиск посмертных, фармакологических, функциональных магнитно-резонансных и молекулярно-визуализационных исследований функции дофамина при БАР. Работа опубликована в Molecular Psychiatry.

Сочетание результатов фармакологических и нейровизуализационных исследований подтверждает гипотезу о том, что состояние гипердофаминергической трансмиссии, а именно повышение доступности дофаминовых D2/3 рецепторов и последующая гиперактивация системы вознаграждения, лежит в основе мании.

 

Нейровизуализационные исследования биполярной депрессии, в свою очередь, показывают увеличение уровней трапспортёра дофамина. Однако, стоит отметить, что изменения в других аспектах дофаминергической функции противоречивы. Как ни странно, данные фармакологических исследований показывают, что как агонисты дофамина, так и антидофаминергические средства могут улучшить биполярные депрессивные симптомы.

 

Таким образом, учёные сделали вывод, что эти данные могут свидетельствовать о том, что увеличение доступности стриарных D2/3 рецепторов приводит к увеличению дофаминергической нейротрансмиссии и гиперактивации системы вознаграждения при мании, в то время как увеличение уровня стриарного дофаминового переносчика (DAT) приводит к снижению дофаминергической функции при депрессии. Таким образом, можно предположить, что данные нарушения лежат в основе патофизиологии БАР.

 

Кроме того, доклинические исследования с использованием оптогенетических методов и нокаутных мышей показали, что активация дофаминергических нейронов приводит к маниакальному поведению и связана с экспрессией циркадного гена.

 

Данная гипотеза имеет сильные ограничения, так как зависит от исследований фармакологических препаратов, которые могут потенциально повлиять и на другие моноамины. Сюда же входит дефицит визуализационных исследований дофаминергической системы, что также вносит некоторые ограничения для дофаминовой гипотезы БАР. Однако если эта модель будет подтверждена, то она сможет стать основой для разработки новых стратегий лечения, которые будут преследовать, например, такие цели, как уменьшение синтеза/высвобождения дофамина в мании, или блокада дофаминового транспортёра при биполярной депрессии.

 

Подготовил: Касьянов Е.Д.

 

Источник: A. H. Ashok, T. R. Marques et al. The dopamine hypothesis of bipolar affective disorder: the state of the art and implications for treatment. Molecular Psychiatry (2017) 22, 666–679; doi:10.1038/mp.2017.16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.