Коморбидность биполярного аффективного расстройства (БАР) и обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) уже давно интересует исследователей и врачей. Действительно, в случае наличия сопутствующих БАР и ОКР перед специалистами возникают сложные диагностические и терапевтические задачи, так как использование антидепрессантов при БАР ограничено.
Результаты предыдущего систематического обзора de Filippis R et al. показали, что большинство сопутствующих случаев ОКР были вторичны по отношению к эпизодам БАР, а стабилизация настроения была основной стратегией лечения. Однако, несмотря на недавние наблюдения, значение сопутствующей патологии БАР-ОКР еще не выяснено, и невозможно с уверенностью сказать, имеем ли мы дело с двумя отдельными расстройствами, которые развиваются у одного человека случайно, или имеет место особый подтип БАР-ОКР. Новое исследование de Filippis R et al., опубликованное в журнале “Journal of Clinical Medicine”, раскрывает сложность коморбидного течения БАР и ОКР, проливая свет на сложности в диагностике и терапии данных расстройств.
Встречаемость БАР и ОКР колеблется от 0,26% до 27,8% для пациентов с БАР и от 0,3% до 53,3% для пациентов ОКР. Манифест этих двух расстройств, по-видимому, часто совпадает. Однако данные результаты реплицируются не во всех исследованиях. По сравнению с пациентами с ОКР без сопутствующей патологии, при БАР-ОКР наблюдался отчетливый набор симптомов ОКР, который чаще характеризовался эпизодическим течением. Кроме того, у пациентов с коморбидностью, по сравнению с лицами без таковой, течение БАР имело хронический характер.
В различных исследованиях большинство пациентов с БАР-ОКР (78%) либо сообщали о симптомах ОКР исключительно во время депрессивных эпизодов, либо описывали усиление выраженности симптомов ОКР в периоды депрессии. При этом отмечалось снижение тяжести симптоматики ОКР во время маниакальных или гипоманиакальных эпизодов (64%). Это говорит о том, что большинство случаев сопутствующего ОКР могут быть вторичными по отношению к симптомам БАР. Однако в заметном меньшинстве случаев симптомы ОКР проявляются независимо от БАР. В одном из исследований было продемонстрировано, что у 44% пациентов с БАР-ОКР наблюдались циклы, в которых симптомы БАР и ОКР были взаимосвязаны.
Было обнаружено, что варианты обсессивной симптоматики, которые были положительно связаны с сопутствующим течением БАР-ОКР. К ним относились: сексуальные, агрессивные, религиозные, контаминационные обсессии, а также обсессии симметрии, запретные мысли, навязчивые идеи сбережения и накопления. Было отмечено, что пациенты с сопутствующей патологией демонстрируют более высокие показатели компульсий, связанных с соблюдением порядка, контролем/перепроверкой, повторением ритуалов, патологической медлительностью, уборкой или подсчетом.
У пациентов с БАР и ОКР обнаружена большая вероятность возникновения маниакальных/гипоманиакальных эпизодов или смешанных проявлений, вызванных антидепрессантами (60% против 4,1%). Эти результаты имеют важное значение для ведения пациентов с коморбидным ОКР и БАР, в качестве предпочтительного лечения выступают стабилизаторы настроения в сочетании с антипсихотическими препаратами.
Научные выводы подтверждают, что наличие сопутствующих БАР и ОКР является сложным и многогранным явлением, имеющим особые клинические, диагностические и лечебные последствия. Данные, собранные в систематическом обзоре, позволяют проследить характер сопутствующей патологии БАР-ОКР как особой формы расстройства и предположить, что ОКР может быть эпифеноменом БАР. Авторы высказывают предположение, что данная коморбидность, вероятно, имеет различные глубинные причины и клинические проявления с фенотипическими и психопатологическими характеристиками, которые отличают ее как от БАР, так и от ОКР, и это нельзя объяснить простым совпадением двух состояний. Существует необходимость в научно обоснованном подходе к ведению пациентов с БАР и ОКР. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы раскрыть лежащие в основе данной коморбидности механизмы, повысить точность диагностики и усовершенствовать стратегии лечения.
Читать материал полностью на портале для врачей Гедеон Рихтер
Перевод: Щепкин Е. С.
Редактура: Касьянов Е. Д.
Источник: De Filippis R, Aguglia A, Costanza A, Benatti B, Placenti V, Vai E, Bruno E, De Berardis D, Dell’Osso B, Albert U, De Fazio P, Amore M, Serafini G, Ghaemi NS, Amerio A. Obsessive–Compulsive Disorder as an Epiphenomenon of Comorbid Bipolar Disorder? An Updated Systematic Review. J Clin Med. 2024 Feb 21;13(5):1230. doi: 10.3390/jcm13051230. PMCID: PMC10931838.