Новости

 

В октябре 2022 г. в журнале European Neuropsychopharmacology было опубликовано исследование Lejla Colic et al., посвящённое изучению особенностей протекания биполярного аффективного расстройства (БАР) у женщин и анализу влияния детской травмы. Авторы рассмотрели результаты МРТ и опросников 119 лиц с БАР и сравнили их с группой контроля. Оказалось, что у женщин более выражены изменения в области гиппокампа, а у мужчин – в префронтальной коре. Тяжесть травмы негативно сказывалась на интенсивности симптомов и частоте возникновения фаз. 

 

Жестокое обращение является фактором риска БАР. Среди людей, страдающих БАР и подвергшихся жестокому обращению, преобладают женщины, тогда как частота встречаемости БАР в общей популяции среди мужчин и женщин примерно одинакова. В случае протекания БАР у лиц, подвергавшихся жестокому обращению, отмечается увеличение числа эпизодов. Такие пациенты чаще совершают самоубийства и имеют коморбидность с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). У женщин с БАР также повышена сочетаемость с ПТСР, они более склонны совершать суицид. Совпадение данных клинических характеристик и более высокая частота жестокого обращения у женщин с БАР позволяют предположить значимость влияния детской травмы на протекание БАР в зависимости от пола. Однако исследований на эту тему недостаточно. 

 

Исследования, ориентирующиеся на МРТ, обнаруживают зависимые от пола изменения в дорсальной префронтальной коре головного мозга (ПФК). Объём коры больших полушарий головного мозга чувствителен к генетическим влияниям и воздействию окружающей среды. Так, при депрессии обнаруживается ассоциированность между уменьшением площади коры и жестоким обращением, а уменьшение объёма гиппокампа и дорсальной ПФК связывают с увеличением числа эпизодов маний и суицидальных попыток. 

 

В новом исследовании авторы изучили связь между жестоким обращением в детстве, полом, клинической картиной БАР и изменениями в гиппокампе и дорсальной ПФК. 

 

В исследовании приняло участие 236 человек в возрасте 18–60 лет. Из них 119 страдали БАР (70 женщин и 49 мужчин), а остальные 117 составили группу контроля (58 женщин и 59 мужчин). Критериям ПТСР удовлетворяли 5 мужчин и 23 женщины. Из них у 2 мужчин и 15 женщин травма возникла до 12 лет. Симптомы оценивались по шкале депрессии Гамильтона и шкале мании Янга. Все участники заполнили опросник Childhood Trauma Questionnaire (CTQ) и прошли МРТ. 

 

Больше баллов по опроснику CTQ получили женщины с БАР. В основной группе острая детская травма встречалась у женщин чаще, чем у мужчин (24,3% против 8,2%). Ни у одного респондента из группы контроля острой детской травмы не было. 

 

В основной группе женщины получили больше баллов по шкале депрессии Гамильтона и шкале мании Янга, чем мужчины, и их состояние чаще сопровождалось ПТСР. На момент исследования большее число женщин принимали антидепрессанты. Депрессивные и смешанные эпизоды ассоциировались с высокими баллами в опроснике CTQ и по шкалам Гамильтона и Янга. Высокие баллы в опроснике CTQ оказались ассоциированы с ранним началом БАР, с увеличением числа госпитализаций и суицидальных попыток. Лишь приближались к значимым показатели ассоциированности между этим опросником, числом и степенью выраженности эпизодов маний, злоупотреблением психоактивными веществами. 

 

Что касается женщин, то имевшие больший балл в опроснике CTQ (более 69) имели больший балл и по шкале мании Янга. У них БАР начиналось раньше, чаще отмечались коморбидность с ПТСР и зависимость от психоактивных веществ. Число депрессий и госпитализаций также превосходило число таковых у женщин, набравших менее 69 баллов по опроснику CTQ.

 

С помощью МРТ авторы обнаружили отрицательную ассоциированность между баллами в CTQ и объёмом гиппокампа у женщин с БАР. Однако при анализе изменений правого гиппокампа оказалось, что эти результаты недостаточно достоверны. При изучении субшкал CTQ были выявлены связи между левым гиппокампом и сексуальным насилием у женщин с БАР; между левой фронтальной областью и эмоциональной, физической депривацией, эмоциональным насилием; между правой верхней фронтальной областью и эмоциональной депривацией, физическим и сексуальным насилием у мужчин с БАР.  Предыдущие исследования тоже демонстрировали уменьшение объёма гиппокампа у женщин с депрессией, подвергшихся сексуальному насилию. Это может свидетельствовать о дополнительном негативном влиянии травмы на женщин с БАР. 

 

У женщин из основной группы уменьшался объём левого гиппокампа при смешанном эпизоде, при увеличении баллов по шкале Янга. Возможно, связанные с детской травмой изменения в гиппокампе могут способствовать высокой выраженности симптомов повышенного настроения.

 

У мужчин основной группы объём левой фронтальной области уменьшался при увеличении степени тяжести симптоматики по шкале Янга, а объём правой верхней фронтальной области уменьшался в случае раннего начала заболевания. 

 

Основываясь на полученных результатах, авторы полагают, что детская травма играет роль в изменении структуры фронтальной коры, что нарушает регуляцию настроения и эмоций при возникновении БАР. В других исследования обнаруживаются такие же изменения во фронтальной области, но их авторы не изучали разницу результатов в зависимости от пола.

 

Возможно, разница в изменениях ПФК у мужчин и женщин обусловлена тем фактом, что у мужчин эта область увеличивается дольше (следовательно, у детской травмы больше времени для негативного воздействия).

 

Возможно, детская травма является ещё одним поражающим фактором, который, одновременно с самим БАР, влияет на нейроразвитие. В предыдущих исследованиях уменьшение объёма гиппокампа отмечалось у девушек с БАР 6–17 лет, но не у мальчиков из данной группы. Это может свидетельствовать о некой чувствительности гиппокампа у женщин, склонной «обостряться» при дополнительном влиянии детской травмы. Авторы предполагают, что существует некий порог детской травматизации, при превышении которого изменения в гиппокампе будут встречаться чаще. 

 

Таким образом, результаты данного исследования позволяют предположить, что женщины с БАР имеют более тяжёлые детские травмы, что тяжесть травмы определяет степень выраженности симптоматики и изменения в гиппокампе у женщин и в ПФК у мужчин. Следовательно, детская травма – важный нейрофизиологический фактор, который необходимо учитывать при оказании психиатрической помощи. Однако требуются ещё исследования, изучающие пол как организующий фактор при влиянии детской травмы на нейрофизиологию БАР. 

 

Автор перевода: Вирт К. О. 

 

Редактура: Явлюхина Н. Н.

 

Источник: Lejla Colic et al. Gender-related association among childhood maltreatment, brain structure and clinical features in bipolar disorder. European Neuropsychopharmacology

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0924977X22004357