Ожидается, что городское население в мире удвоится к 2050 г. Учитывая уже хорошо известные последствия урбанизации в отношении риска развития шизофрении (заболеваемость шизофренией у жителей больших городов, примерно, в два раза выше, чем у жителей из другой местности), она имеет большое клиническое и общественное значение для здравоохранения. Так, урбанистический эффект на шизофрению зависит от возраста, обусловлен этническим составом населения и модулируется семейной историей болезни. Более того, связанные с возрастом эффекты урбанизации, которые оказывают наибольшее вред в период детства и юности, приводят к предположению о том, что урбанизация может отрицательно влиять на головной мозг на данных критических этапах развития.
Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению
Возможно, урбанизация представляет собой комплекс других множественных рисков или процессов, которые неизвестны или плохо поняты, но могут включать экологические (напр., загрязнение, шум), биологические (напр., инфекции, дефицит витамина D), психологические (напр., социальное поражение, социальный стресс) и социальные (напр., социальная фрагментация, статус меньшинства) группы факторов риска для шизофрении. Кроме того, новые исследования указывают на нейробиологические изменения в мозге, что может влиять на дальнейшую жизнь индивида даже спустя многие годы.
В новом исследовании, проведённом Toulopoulou T. et al, учёные хотели понять, связаны ли эффекты воздействия городской среды с когнитивными функциями и, в частности, с уровнем IQ. Так, на сегодняшний день большинство исследований, как правило, затрагивают эмоциональные, а не когнитивные домены в качестве факторов риска шизофрении, связанных с влиянием городской среды. Однако, по мнению авторов, это является «однобоким» подходом к проблеме, т.к. дефицит IQ в молодом возрасте является одной из самых последовательных находок в исследованиях людей, страдающих шизофренией. Более того, качественно сходные дефициты когнитивных функций часто обнаруживаются и у здоровых родственников пациентов с шизофренией.
Для исследования учёные использовали датскую выборку мужчин с целью выявить то, какую роль играют урбанизация при рождении и/или изменение уровня урбанизации в детском возрасте, а также какое влияние оказывает уровень IQ на будущий риск шизофрении. «Урбанистическое увеличение» было определено как перемещение индивида в область с более высокой степенью урбанизации (напр. переезд из провинциального города в столицу) в период между рождением и возрастом 10 лет.
В ходе анализа было выявлено, что рождение в больших городах и снижение IQ были связаны с более высоким риском шизофрении, при этом их вклад был независим друг от друга, однако увеличение урбанизации в детстве взаимодействует с IQ, что влияет на будущий риск. Согласно приведённой авторами гипотезе, высокая урбанизация заставляет детей чувствовать себя иначе, что может привести к дискриминации, маргинализации и социальному поражению. Рассмотрен также ряд биологических теорий, которые могут лежать в основе некоторых из этих процессов. Так, самой популярной является теория аномального салиенса.
Согласно данной теории, дофаминовая система, которая преобразует нервные представления нейтрального стимула в мотивационно-значимый опыт, дисрегулируется при шизофрении, приводя к избыточному уровню дофамина, что способствует повышенному вниманию и чрезмерной значимости многих стимулов. В этом случае феномен бреда объясняется попыткой индивида всего лишь объяснить свои странные чувства и переживания. Таким образом, на протяжении всего развития человека воздействие стрессоров окружающей среды может влиять на будущий риск развития шизофрении. При этом детство является критическим периодом для таких стрессоров окружающей среды, как урбанизация.
Подготовил: Касьянов Е.Д.
Источник: Toulopoulou T. et al. IQ, the Urban Environment, and Their Impact on Future Schizophrenia Risk in Men. Schizophr Bull. 2017 Sep 1;43(5):1056-1063. doi: 10.1093/schbul/sbw147
Добавить комментарий