Новости

 

В журнале Scientific Reports опубликовано масштабное клиническое исследование, посвящённое связи между выраженностью обсессивно-компульсивной симптоматики, уровнем интеллектуального развития и повседневным функционированием у подростков с различными психическими расстройствами. Авторы поставили цель выйти за рамки привычного дихотомического подхода (наличие или отсутствие диагноза) и впервые применили спектральный анализ, рассматривая обсессивно-компульсивные симптомы как континуум — от нулевой до высокой выраженности.

 

В исследование включены 341 подросток, обратившийся за психиатрической помощью, средний возраст — около 15 лет. Симптомы обсессивно-компульсивного спектра оценивались с помощью шкалы Comprehensive Assessment of At Risk Mental States (CAARMS), интеллектуальные способности — по шкале WISC-IV или WAIS-IV, а уровень социально-бытового функционирования — по шкале Social and Occupational Functioning Assessment Scale (SOFAS).

 

Ключевым результатом стало выявление нелинейной, инвертированной U-образной зависимости между выраженностью обсессивно-компульсивной симптоматики и интеллектуальным функционированием. Подростки с умеренно выраженными симптомами демонстрировали более высокий уровень IQ по сравнению с теми, у кого симптомы отсутствовали или были выражены значительно. Эта зависимость сохранялась даже после учета клинических и демографических переменных.

 

Исследователи интерпретируют этот эффект как возможное подтверждение гипотезы о «компенсаторной роли» умеренных обсессивных симптомов. В частности, такие симптомы могут служить попыткой упорядочить восприятие мира, повысить контроль и внимание, что, в свою очередь, может оказывать положительное влияние на когнитивные процессы.

 

Интересно, что аналогичная связь с уровнем повседневного функционирования выявлена не была. Напротив, по шкале SOFAS отмечена линейная отрицательная связь: с увеличением выраженности симптомов — снижение социального функционирования. Однако при корректировке на позитивную и негативную симптоматику это влияние становилось статистически незначимым. Вероятно, ухудшение функционирования объясняется более тяжёлыми сопутствующими расстройствами, а не обсессивной симптоматикой как таковой.

 

Авторы отмечают важные ограничения: ограниченная градация шкалы CAARMS (оценка от 0 до 6), асимметричное распределение ответов (много нулевых и очень мало максимальных баллов), а также то, что обсессии и компульсии оценивались без учёта более тонких проявлений (например, перфекционизма или ригидности), которые могут иметь собственное влияние на когнитивную сферу.

 

Тем не менее, это исследование является первым, в котором изучается влияние обсессивно-компульсивной симптоматики на интеллект и повседневное функционирование подростков в рамках спектрального подхода. Результаты предполагают, что лёгкая выраженность обсессий может не только не снижать, но в некоторых случаях даже усиливать когнитивные способности. Это требует дальнейшего изучения и, возможно, переосмысления роли лёгкой обсессивности в подростковом развитии.

 

Для клинической практики работа подчёркивает важность индивидуального подхода: не всякая обсессия — патологична, и не всякая навязчивость требует немедленного купирования. В ряде случаев она может служить способом адаптации, особенно у подростков, находящихся в уязвимом психическом состоянии.

 

Перевод: Жоров Е. Н.

 

Источник: Stefanelli R, Orlandi M, Bouter DC, Fusar-Poli P, Tonna M, Borgatti R, Mensi MM. IQ and socio-occupational functioning in relation to obsessive-compulsive symptoms severity in a clinical sample of adolescents. Sci Rep. 2025 Apr 23;15(1):14021. doi: 10.1038/s41598-025-98475-1. PMID: 40269005; PMCID: PMC12018964.