Параноидный бред является типичным симптомом психотических расстройств. Кросс-культурные исследования показывают, что данный тип бреда встречается чаще других, и наблюдается не только при шизофрении, но также при биполярном аффективном и униполярном депрессивном расстройствах. Его формирование связывают с широким спектром психологических механизмов, таких, как склонность спешить с выводами (jumping to conclusions), трудности с пониманием психических состояний других людей (т.е. нарушение модели психического), повышенное ожидание угрозы и особенности атрибутивного стиля в совокупности с низкой самооценкой. При этом лица с параноидным бредом показывают относительно сохранное логическое и эвристическое мышление, а также способность к проверке гипотез.
В своем исследовании Bentall с соавт. рассмотрели психологические механизмы, способствующие возникновению паранойи, и исследовали структуру связей между ними. Выборка состояла из 237 участников: 137 имели диагнозы шизофрении, большого депрессивного расстройства или шизофреноподобного психоза с поздним началом (разделены по группам с бредом и без), 64 человека составили контрольную группу. Первый шаг исследования был направлен на обнаружение адекватных конструктов (факторов), объясняющих полученные результаты измерений. Так, у испытуемых предположили следующие группы факторов: параноидные убеждения, ожидание угрозы, аффективные нарушения (тревога, депрессия), самооценка, атрибутивный стиль, склонность спешить с выводами, модель психического и когнитивные способности (интеллект, рабочая память). Для их выявления и проверки был использован многомерный анализ с применением техники моделирования структурными уравнениями с латентными переменными (факторами). Полученная авторами модель подтвердила наличие вышеперечисленных факторов, и вместе с тем продемонстрировала наличие факторов «второго порядка», объединяющих их в три основные группы: когнитивное функционирование, паранойя и депрессивный стиль мышления.
Результаты показали, что фактор паранойи (включивший в себя бредовые идеи и ожидание угрозы) оказался связан с комбинацией факторов депрессивного стиля мышления (куда вошли низкая самооценка, стабильность и глобальность негативных суждений и аффективные нарушения) и нарушений когнитивного функционирования (включающих в себя исполнительные (регуляторные) функции, склонность спешить с выводами и нарушения модели психического). Депрессивный стиль мышления высоко коррелировал с паранойей даже после контроля переменной когнитивного функционирования (r = 0.65, p < .001), и наоборот, когнитивное функционирование оказалось связано с паранойей независимо от депрессивного стиля мышления (r = −0.34, p < .001). Таким образом, исследование показало, что параноидный бред включает в себя и когнитивные, и аффективные механизмы, что говорит в пользу выбора обоих типов процессов в качестве мишеней для терапии.
Автор перевода: Сыроквашина А. Д.