Аугментация терапии биполярного расстройства с быстрыми циклами левотироксином

 

В 2018 году Walshaw et al. провели сравнительное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование левотироксина (L-T4) и трийодтиронина (T3) в качестве дополнительной терапии при биполярном расстройстве с быстрым циклами. В исследовании принимали участие 32 устойчивых к лечению пациента с быстрыми циклами, прием лития у которых оказался безуспешным, пациенты были рандомизированы на три группы лечения: L-T4, T3 и плацебо.  Они наблюдались в течение ≥4 месяцев с еженедельным клиническим и эндокринологическим контролем.

 

Не было статистически значимых различий между группами по возрасту, полу, длительности заболевания или состоянию щитовидной железы.  Цепной анализ по Маркову был использован для оценки влияния лечения на циклические паттерны между состояниями настроения (эутимия, депрессия, мания и смешанные эпизоды). Группа L-T4 пребывала значительно меньше времени в депрессии или в смешанном состоянии и больше времени находилась в состоянии эутимии.  Группы T3 и плацебо не отличались значительно до и после лечения в любом состоянии настроения, хотя характер эффектов был таким же для группы T3 и для группы L-T4. В группе L-T4 наблюдалось значительное пролонгирование состояния эутимии и уменьшение во времени смешанного состояния, чем в группе плацебо.  Результаты данного исследования были воспроизведены в работе Nunez et al. 2019 года и свидетельствуют о преимуществе адъювантной терапии L-T4 в ослаблении резистентной депрессии, сокращении времени в смешанных состояниях и пролонгировании эутимии.  

 

Источник 1 и 2

 

Магнито-судорожная терапия при депрессивном расстройстве

 

Электросудорожная терапия (ЭСТ) эффективна при большом депрессивном расстройстве (БДР), но ее амнестическое побочное действие ограничивает ее широкое использование. Магнито-судорожная терапия (МСТ) — это потенциальная альтернатива ЭСТ, у которой нет побочных эффектов в отношении памяти. В текущем исследовании последовательные пациенты с БДР на получение МСТ на префронтальную кору в соответствии с открытым протоколом. Депрессивные симптомы и когнитивные функции оценивались до, во время и в конце лечения. Пациентов лечили два-три раза в неделю высокочастотной МСТ (т. е. 100 Гц) (N = 24), среднечастотной МСТ (т. е. 60 или 50 Гц) (N = 26) или низкочастотной МСТ (т. е. 25 Гц) (N = 36) при использовании 100% мощности стимулятора. 140 пациентов были обследованы; 86 пациентов с БДР получили как минимум восемь видов лечения и оценочно, имели адекватный курс МСТ; и 47 завершили исследование по протоколу, либо достигнув ремиссии (то есть по шкале Гамильтона для оценки депрессии <10 баллов и относительного снижения > 60% при двух последовательных оценках; n = 17), либо получили максимум 24 сеанса ( п = 30). Высокочастотный (100 Гц) МСТ дает наивысшую частоту ремиссии (33,3%). Производительность по большинству когнитивных показателей оставалась стабильной, за исключением значительно ухудшенной последовательности называния автобиографической информации и улучшения производительности задач на кратковременную визуальную и пространственную память. В открытых условиях МСТ приводила к клинически значимому снижению депрессивных симптомов у пациентов с БДР и вызывала минимальные когнитивные нарушения. Будущие исследования должны сравнить МСТ и ЭСТ в условиях двойного слепого рандомизированного исследования.

 

Источник

 

Пароксетин и налоксон в терапии деперсонализации и диссоциативных симптомов

 

Пароксетин и налоксон показали скромную эффективность в лечении коморбидной деперсонализации и диссоциативных симптомов, связанных с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и пограничным расстройством личности, согласно данным исследования, опубликованным в Psychiatry Research. Оценки общего эффекта благоприятствовали фармакотерапии по сравнению с плацебо, хотя имелись ограниченные данные о влиянии фармакотерапии на конкретные подтипы диссоциативного расстройства.

 

В ходе систематического обзора было обнаружено 1028 подходящих исследований; 7 рандомизированных плацебо-контролируемых исследований были отобраны для обзора. Объединенная группа исследования включала 214 пациентов в возрасте от 18 до 45 лет. Согласно количественному анализу, ответ на лечение в группе фармакотерапии (n = 95) был значительно выше, чем в контрольной группе (n = 119). Тем не менее, среди исследований существовала высокая гетерогенность. В анализе подгрупп наблюдалось скромное доказательство эффективности пароксетина в уменьшении диссоциативных симптомов при ПТСР. В двух исследованиях указывалось на умеренную эффективность налоксона в уменьшении симптомов деперсонализации по сравнению с плацебо. Однако в этих исследованиях были разные когорты пациентов: одни включали пациентов с деперсонализацией, а другие изучали острые диссоциативные состояния при пограничном расстройстве личности. Таким образом, влияние налоксона на диссоциативные расстройства в целом не может быть экстраполировано.

 

Хотя этот обзор и предоставляет некоторые доказательства эффективности пароксетина и налоксона при лечении симптомов деперсонализации, но ограниченные данные и высокая гетерогенность между исследованиями ограничивают возможность обобщения результатов. Многие подтипы диссоциативного расстройства также были исключены из анализа ввиду отсутствия соответствующих публикаций; необходимы дальнейшие исследования конкретных подтипов расстройства, чтобы определить эффективную фармакотерапию. 

 

Источник

 

Анализ эффективности и безопасности лечения депрессивного расстройства у пожилых пациентов

 

Поскольку в настоящее время нет полной оценки эффективности и безопасности вмешательств у пожилых пациентов с тяжелым депрессивным расстройством, мы провели систематический обзор и сетевой метаанализ всех вмешательств в этой группе.

 

В результате систематического обзора и сетевого мета-анализа было отобрано 53 РКИ с 9274 участниками, опубликованных с 1990 по 2017 год. Средний возраст участников составил 73,7 года. С точки зрения первичного ответа на лечение сетевой метаанализ показал значительное преимущество по сравнению с плацебо для кветиапина и дулоксетина; кроме того, агомелатин, имипрамин и вортиоксетин превзошли плацебо в парном метаанализе, а также были значительные преимущества нескольких антидепрессантов по сравнению с плацебо в отношении вторичного эффекта. Очень ограниченные данные свидетельствуют о том, что тренировка памяти на запоминание, гериатрическое лечение в домашних условиях и отстраненное состояние осознанности (mindfulness) уменьшают симптомы депрессии.

 

Из-за сравнительно небольшого количества доступных данных результаты не являются надежными. Различия в многочисленных побочных эффектах также должны учитываться при выборе лекарств. Хотя для некоторых нефармакологических методов лечения имелись существенные эффекты, общие доказательства недостаточны, поскольку они основаны на нескольких исследованиях с обычно небольшими размерами выборки. Следует отметить, что кветиапин одобрен только в качестве монотерапии при депрессии в контексте биполярного расстройства, тогда как при униполярной депрессии он одобрен лишь в качестве стратегии аугментации. Использовать его в монотерапии при большом депрессивном расстройстве, означает использование не по назначению.

 

Источник

 

Внутривенный бриварацетам в лечении эпилептического статуса

 

Бриварацетам представляет собой высокоаффинный лиганд гликопротеина синаптических везикул 2A с высокой проницаемостью для мозга и быстрым началом действия. Эти свойства делают бриварацетам потенциально идеальным соединением в чрезвычайных ситуациях.

 

В систематический обзор было включено семь исследований (37 пациентов; в возрасте 22–85 лет; 21 женщина). Тип и этиология эпилептического статуса варьировали в разных исследованиях. Количество препаратов, использовавшихся до лечения бриварацетама, для лечения эпилептического статуса варьировало от 1 до 8. Время от появления эпилептического статуса до введения бриварацетама варьировалось от 0,5 ч до 105 дней. Начальная доза бриварацетама колебалась от 50 до 400 мг. В серии случаев доля пациентов, достигших прекращения эпилептического статуса клинически при применении бриварацетама в качестве последнего препарата, варьировала от 27 до 50%; в отчетах о случаях, у всех пациентов эпилептический статус прерывался. Время от приема бриварацетама до прекращения эпилептического статуса варьировало от 15 минут до 94 часов. О серьезных побочных эффектах не сообщалось.

 

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что бриварацетам может быть безопасным вариантом лечения пациентов с эпилептическим статусом. Однако имеющиеся данные ограничены и необходимы контролируемые исследования для определения фактической пользы от применения бриварацетама для лечения эпилептического статуса.

 

Источник

 

Эффективность и безопасность высоких доз эсциталопрама при депрессивном расстройстве

 

Эскалация доз СИОЗС часто используемая стратегия для пациентов с субоптимальным ответом на стандартные дозировки. В рандомизированном, двойном слепом 6-недельном исследовании оценивалась эффективность и безопасность повышения дозы эсциталопрама до 30 мг/сут у лиц с большим депрессивным расстройством. В исследовании принимали участие 98 пациентов с депрессивным расстройством (в возрасте 18–65 лет). После 4 недель лечения в открытом режиме (open-label)  с использованием 10–20 мг эсциталопрама в день, не отвечающие на терапию пациенты (оценка по шкале депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS)> 10) были рандомизированы 1:1 для двойного слепого лечения эсциталопрамом (30 мг в сутки) или эсциталопрам (20 мг в день) плюс плацебо в течение 6 недель. Критерием эффективности было изменение общего балла MADRS.

 

После 4 недель лечения в открытом режиме 12 пациентов достигли ремиссии, а 36 прекратили лечение, оставшиеся 50, оказались не отвечающими на лечение, из которых 44 (88%) завершили двойное слепое исследование. Показатель исхода, стандартная ошибка для общего балла MADRS на 6-й неделе достоверно отличалась (p = 0,046) между группами. Повышение дозы эсциталопрама хорошо переносилось. Тем не менее, показатели ответа и ремиссии и качество жизни не показали существенных различий.

 

Это исследование предполагает, что повышение дозы эсциталопрама до 30 мг в день может быть полезным для лечения депрессивных симптомов у лиц, не имеющих ответа на стандартное (10–20 мг/сутки) лечение. Недостатками исследования являются: небольшой размер выборки и короткий период наблюдения.

 

Источник

 

Комбинация сертралина и оланзапина снижает риск рецидива при психотической депрессии

 

Согласно данным исследования, опубликованного в JAMA, сертралин + оланзапин по сравнению с сертралином + плацебо снижал риск рецидива у пациентов с психотической депрессией в стадии ремиссии.

 

Исследование STOP-PD II представляло собой 36-недельное РКИ, проведенное в четырех медицинских центрах в США и Канаде. Участниками были взрослые пациенты (≥18 лет), у которых был эпизод психотической депрессии с купирующим лечением сертралином и оланзапином на срок до 12 недель. Пациенты соответствовали критериям ремиссии психоза и ремиссии или неполной ремиссии депрессивных симптомов в течение восьми недель до начала исследования. Участники были рандомизированы для продолжения приема сертралина и оланзапина (n = 64) или перехода на сертралин + плацебо (n = 62). Оценки исследования проводились еженедельно в течение первых восьми недель, а затем один раз каждые четыре недели, вплоть до 36 недели, рецидива или досрочного прекращения.

 

Риск рецидива был основным критерием оценки, который оценивался с использованием клинических показателей депрессии, психоза, суицидальных мыслей и мании / гипомании. В качестве вторичных показателей результата измеряли вес и окружность талии при каждом посещении исследования. Из 126 участников 114 (90,5%) завершили испытание. Средний возраст базовой группы составлял 55,3 года, и 78 (61,9%) были женщины. Во время рандомизации средняя доза сертралина составляла 150 мг/день, а средняя доза оланзапина составляла 15 мг/день. Рецидив наблюдался у 13 (20,3%) пациентов в группе с оланзапином, и у 34 (54,8%) пациентов, в группе плацебо. Суточная норма не была достаточно различной для уровней холестерина липопротеинов низкой плотности, холестерина липопротеинов высокой плотности, триглицеридов, глюкозы или гемоглобина A1C.

 

Согласно этим данным, исследователи одобрили продолжение приема сертралина и оланзапина в течение 36 недель после ответа у пациентов с психотической депрессией. Однако оптимальная продолжительность лечения оланзапином остается неясной; редакционная статья, опубликованная в JAMA, рекомендовала постепенно снижать дозировку оланзапина с немедленным повторным введением при первых признаках рецидива. Учитывая влияние оланзапина на массу тела и показатели метаболизма, в редакционной статье также был рекомендован арипипразол, еще один альтернативный антипсихотический препарат второго поколения, с меньшей вероятностью стимулирования увеличения веса. 

 

Истчоник

 

Автор перевода: Черапкин Е.C.

 

Новости лечения психических расстройств №1 (июнь)

Новости лечения психических расстройств №2 (июль)

Новости лечения психических расстройств №3 (август)