Чтобы понять, каким образом разные участки мозга устанавливают связи и взаимодействуют друг с другом, исследователи изучили данные МРТ мозга младенцев в возрасте шести месяцев. Используя методы нейровизуализации, им удалось определить, у кого из детей есть повышенный риск развития аутизма для постановки соответствующего диагноза уже к двум годам.
Предыдущее исследование, проведенное Университетом Северной Каролины и опубликованное в журнале Nature в феврале, было нацелено на изучение анатомических различий головного мозга младенцев с целью спрогнозировать развитие аутизма у детей в возрасте 1-3 лет.
В этой статье, опубликованной ранее в Science Translational Medicine, описывается второй тип биомаркера, который исследователи и, возможно, клиницисты могли бы использовать в будущем как часть диагностического инструментария для ранней идентификации детей с риском развития аутизма, еще до появления симптомов.
“Статья, опубликованная в Nature, фокусировалась на измерении анатомических особенностей развития в двух возрастных точках (6 и 12 месяцев). Однако новое исследование было сосредоточено на изучении того, как отдельные участки мозга синхронизируются друг с другом, что дало бы возможность спрогнозировать даже еще в более юном возрасте, у каких детей в дальнейшем, в возрасте 1-3 лет, разовьется аутизм”. – говорит доктор Джозеф Пайвен (Joseph Piven), главный автор исследования и директор Каролинского Института Нарушений Развития.
“Чем больше мы понимаем о работе головного мозга до появления симптомов болезни, тем эффективнее наша помощь детям и их семьям”.
По словам доктора Джона Р. Пруэтта-мл., соавтора исследования, а также старшего доцента психиатрии медицинского факультета Вашингтонского университета в Сент-Луисе, “Нет таких поведенческих особенностей, которые помогли бы нам распознать аутизм до появления симптомов (что происходит в течение второго года жизни). Тем не менее, известно, что раннее вмешательство благоприятно влияет на результаты, поэтому если в будущем мы сможем использовать МРТ для определения групп детей со сверхвысоким риском развития симптомов, мы сможем начать лечение раньше”.
Во время исследования спящих детей помещали в аппарат МРТ и в течение 15 минут проводили сканирование и наблюдали нейронную активность в 230 разных зонах мозга. Ученые анализировали, как различные участки мозга синхронизируются друг с другом. Эта коммуникация (или “синхронизация”) отражает скоординированную активность участков мозга, что является крайне важным для когнитивной деятельности, памяти и поведения, и может быть исследовано во время сна.
Далее внимание исследователей было сосредоточено на изучении связей разных зон головного мозга, участвующих в формировании ключевых характеристик аутизма: языковых навыков, патологически цикличных действий и социального поведения. Например, было установлено, какие участки мозга, образующие связи в возрасте 6 месяцев, отвечают за поведение детей в два года. Это помогло доктору Пайвену и коллегам в создании компьютерной программы, способной выделять группы детей на основе разницы в синхронизации этих зон мозга.
Для первой части исследования ученые отобрали 59 младенцев, имевших старшего брата или сестру с диагнозом аутизм, а это значит, что риск развития аутизма у данной группы младенцев составлял 20%. Для сравнения – в основной популяции такой риск составляет не более 1,5%. Аутизм впоследствии развился у 11 из 59 исследованных младенцев.
Компьютерная программа смогла разделить данные на две основные группы: МРТ младенцев, у которых развился аутизм, и тех, у кого нет. Используя только эту информацию, программа правильно спрогнозировала развитие аутизма у 81 процента детей, кому впоследствии, в возрасте 2 лет, был поставлен такой диагноз.
Роберт Эмерсон, бывший постдокторант Университета Северной Каролины и первый автор исследования, говорит, что “Когда программа определяла, что конкретный ребенок болен аутизмом, она никогда не ошибалась. Однако у двух детей она не смогла спрогнозировать последующее развитие аутизма на основании анализа данных, полученных в шестимесячном возрасте.
Эмерсон также добавляет, что “Никто еще не проводил такого рода исследования на шестимесячных младенцах, поэтому его необходимо повторить. Мы надеемся в ближайшее время провести более широкомасштабное исследование с другими испытуемыми”.
Это уже четвертое исследование аутизма с использованием нейровизуализационных методов, проведенное учеными Университета Северной Каролины в этом году. В марте этого года, совместно с Nature, они опубликовали работу в журнале Biological Psychiatry, в которой утверждалось о наличии связи между повышенным количеством спинномозговой жидкости и аутизмом. В феврале в журнале Cerebral Cortex была опубликована статья о функциональных связях мозга, играющих важную роль в формировании нарушений социального поведения у детей с аутизмом.
“Я считаю, что в будущем мы получим еще более поразительные результаты, когда вместо использования какого-то одного фрагмента данных для ранней диагностики аутизма, мы будем использовать информацию из всех имеющихся источников”, – говорит Эмерсон. “Я думаю, что будущее за ранней биологической диагностикой аутизма”.
Подготовила: Захарова Ю.С.
Источник: Emerson RW, Adams C. Functional neuroimaging of high-risk 6-month-old infants predicts a diagnosis of autism at 24 months of age. Sci Transl Med. 2017 Jun 7;9(393). pii: eaag2882. doi: 10.1126/scitranslmed.aag2882.
Добавить комментарий