Новости

 

Влияние обоняния на регуляцию высших мозговых функций и его роль в патофизиологии психических расстройств до недавних пор оставались без должного внимания. Обонятельная дисфункция (ОД) может рассматриваться как потенциальный фактор риска психических расстройств, как маркер на ранних стадиях их развития, а также как их следствие. В журнале Current Allergy and Asthma Reports был опубликован обзор Marin et al., в котором рассматривались патофизиологические механизмы нарушения обоняния при психических заболеваниях и особенности ОД при тревожных расстройствах (ТР), депрессии, биполярном аффективном расстройстве (БАР), шизофрении. 

 

В клинических исследованиях оцениваются следующие аспекты обоняния: способность обнаруживать запах без его идентификации (порог восприятия запаха), различать между собой несколько запахов, идентифицировать запах (проверяется способность обнаруживать, идентифицировать и называть запах). Тесты на идентификацию запахов и на их различение в большей степени проверяют когнитивные функции (в частности, семантическую память), поскольку требуют знания определенного запаха.

 

Как правило, у пациентов со всеми рассматриваемыми в обзоре расстройствами нарушаются все три аспекта обоняния. При ТР между тяжестью симптомов и степенью нарушения обоняния существует прямая корреляция. Чувствительность к потенциально опасным запахам страдает в меньшей степени: например, пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) улавливают запах СO2 (при его высоких концентрациях) быстрее, чем люди без ПТСР. При депрессии наиболее сильно страдает аспект обнаружения запахов. Также пациенты с депрессией переоценивают приятность положительных запахов и склонны воспринимать неприятные запахи как гораздо более неприятные (по сравнению с группой контроля). У пациентов с шизофренией отмечаются более значительные нарушения идентификации запахов. Пациенты с выраженной негативной симптоматикой имеют больший дефицит обонятельной функции, чем пациенты без выраженной негативной симптоматики. Сообщается о снижении способности обнаруживать и идентифицировать запахи при БАР, даже в эутимическом состоянии.  

 

Существуют области мозга (обонятельная луковица [ОЛ], миндалевидное тело, орбитофронтальная кора [ОФК], таламус, гиппокамп, островковая доля), которые связаны одновременно и с обонятельным анализатором, и с обработкой эмоций, поэтому предполагается, что связь между ОД и психическими расстройствами обусловлена повреждением данных структур, в т. ч. вследствие воспаления и изменений в процессе нейрогенеза. У пациентов с депрессией и шизофренией наблюдается уменьшение объема ОЛ. Более того, доклинические исследования показали, что удаление ОЛ провоцирует у грызунов поведение, сходное с поведением депрессивных пациентов. У лиц с шизофренией отмечается уменьшение глубины обонятельной борозды по сравнению с контрольной группой. При БАР обнаруживаются аномалии белого вещества, особенно в ОФК и лимбической системе, наиболее ярко эти аномалии выражены у пациентов в маниакальной фазе. У комбатантов с ПТСР объем серого вещества обонятельной коры меньше, чем у здоровых ветеранов боевых действий. 

 

Патофизиологические механизмы, лежащие в основе взаимосвязи ОД и психических расстройств, до сих пор неизвестны, хотя накоплено достаточно данных, подтверждающих эту взаимосвязь, что и продемонстрировано в настоящем обзоре. Дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы использовать особенности ОД при различных психических расстройствах для их ранней диагностики. 

 

Автор перевода: Прусова Т. И. 

 

Редактура: Явлюхина Н. Н.

 

Источник: Marin C, Alobid I, Fuentes M, López-Chacón M, Mullol J. Olfactory Dysfunction in Mental Illness. Curr Allergy Asthma Rep. 2023;1-12. doi:10.1007/s11882-023-01068-z