Новости

 

Эпилепсия является одним из самых распространённых заболеваний у женщин репродуктивного возраста. Во многих случаях им приходится принимать противоэпилептические препараты (ПЭП) и во время беременности. Однако, многие из них влияют на возникновение врождённых пороков и могут нарушать нервно-психическое развития у плода. Так, вальпроаты ассоциированы со сложностями формирования школьных навыков,  снижением IQ, поведенческими нарушениями, изменением моторики, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и даже с расстройствами аутистического спектра. Риск развития осложнений варьируется от 30 до 40% и зависит от дозы препаратов. Вопрос о том, как изменяется этот риск в зависимости от триместра беременности, остаётся открытым. Данные о других ПЭП противоречивы. 

 

В октябре 2020 года в журнале Nature было опубликовано исследование Joël Coste et all. Его целью было уточнить ассоциированность нарушений нервно-психического развития с приёмом вальпроатов и других ПЭП в течение беременности в зависимости от дозы и триместра. Для этого авторы воспользовались Французской национальной базой данных о здоровье (French national health data system, SNDS), которая содержит информацию о страховых выплатах по различным заболеваниям. В исследование были включены дети, родившиеся в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года, и их матери, если они получили страховые выплаты по болезни максимум за 2 года до беременности. Препаратами, включёнными в исследование, были вальпроевая кислота, ламотриджин, карбамазепин, прегабалин, габапентин, клоназепам, леветирацетам, окскарбазепин, фенобарбитал и топиромат.

 

Всего в исследовании приняло участие 1721990 детей. У 11549 из них матери принимали ПЭП во время беременности (монотерапия ламитриджином – 3862 человек, вальпроевой кислотой– 1491 человек, прегабалином – 1777 человек, клоназепамом – 1559 человек, леветирацетамом – 1210 человек, карбамазепином – 791 человек, топироматом – 697 человек, габапентином – 467 человек, окскарбазепином – 250 человек, фенобарбиталом – 154 человека). У 60,6%  детей матери принимали вальпроевую кислоту, ламотриджин, карбамазепин, левотирацетам, окскарбазепин, фенобарбитал не только в первом, но и во 2-ом и 3-ем триместрах беременности. Матери, принимавшие габапентин, прегабалин и топиромат, лечились в основном только в 1-ом триместре. Нарушения психического развития было обнаружено у 15270 детей (0,9%). Из них 10010 детей (0,6%) имели диагноз из рубрики МКБ-10 «Нарушения психологического развития, 4398 человек (0,3%) – из рубрики «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте», а 3398 человек  (0,2%) – «Умственная отсталость». 

 

Матери, принимавшие вальпроевую кислоту, имели более низкий социальный статус, чаще использовали антипсихотический препараты, антидепрессанты, анксиолитики и гипнотики во время беременности по сравнению с теми, кто не употреблял ПЭП. Дети таких матерей чаще рождались раньше срока и имели вес меньше 2500 г. Однако, эта тенденция снижалась при сравнении с детьми матерей, чей диагноз психического расстройства был неизвестен. При мультивариантном анализе обнаружено увеличение у таких детей риска возникновения нарушений психологического развития и умственной отсталости, даже при сравнении с респондентам, подвергшихся воздействию ламотриджина. Риск возрастал с увеличением длительности лечения и дозы препарата. 

 

Матери, принимавшие ламотриджин и, в особенности, карбамазепин, тоже имели более низкий социальный статус, употребляли препараты психолептического и психоаналептического действия, алкоголь, курили табак. Их дети рождались с меньшим весом. Разница сглаживалась при сравнении с матерями с неизвестным психиатрическим диагнозом. По сравнению с детьми, не подвергавшимся воздействию ПЭП, дети, чьи матери принимали ламотриджин, имели достоверно больший риск возникновения расстройств психологического развития и умственной отсталости. Детям, чьи матери принимали карбамазепин, чаще устанавливались диагнозы нарушений психологического развития, а также поведенческих и эмоциональных расстройств детского возраста. 

 

Матери, принимавшие другие ПЭП, были старше, имели низкий социальный статус, употребляли алкоголь, психотропные препараты. Дети, подвергшиеся воздействию прегабалина, чаще страдали умственной отсталостью. Использование фенобарбитала приводило к развитию поведенческих и эмоциональных нарушений, характерных для детского возраста, у потомства. Однако, количество таких случаев мало для исключения статистической ошибки. 

 

Таким образом, из всех ПЭП препараты вальпроевой кислоты оказывают наиболее значительное воздействие на психическое развитие плода. Причём это влияние усиливается с длительностью приёма и повышением дозировки препарата. Результаты нового исследования соотносятся с результатами предыдущих экспериментов, обнаруживающих зависимость от внутриутробного воздействия вальпроатов и возникновения аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нарушения школьных навыков, речи у детей. Однако, некоторые работы не выявили корреляции между дозой препарата и увеличением риска изменения психического развития. 

 

Что касается ламотриджина, то существуют исследования, как не обнаружившие его влияния на психическое развитие, так и выявившие его зависимость с нарушениями моторики, речи, появления аутистических черт у детей. Однако, новое исследование изучало достаточно длительный период и является более надёжным, чтобы подтвердить влияние ламотриджина на развитие детей. 

 

Относительно карбамазепина, фенобарбитала и топиромата данные предыдущих исследований несколько отличаются от нового. Предыдущие обнаруживали увеличение риска когнитивных и моторных нарушений в случае их приёма в пренатальном периоде. Новое исследование выявило нарушения психического развития только при воздействии карбамазепина и фенобарбитала. Однако, выборка была небольшой.  Другие ПЭП не выявили корреляции с нарушениями развития. Но приём прегабалина увеличивал риск нарушений зрения, поэтому необходимо более глубоко исследовать его влияние на плод. 

 

Таким образом, приём матерью препаратов вальпроевой кислоты во время беременности значительно увеличивает риск нарушений развития и умственной отсталости. Влияние других ПЭП значительно меньше. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Joël Coste, Pierre‐Olivier Blotiere, Sara Miranda, Yann Mikaeloff, Hugo Peyre, Franck Ramus, Mahmoud Zureik, Alain Weill, Rosemary Dray‐Spira. Risk of early neurodevelopmental disorders associated with in utero exposure to valproate and other antiepileptic drugs: a nationwide cohort study in France. Nature Psychiatry.