Проведенное в Великобритании лонгитюдное когортное исследование показало, что у людей, переживших в молодости сотрясение мозга во время занятий спортом, не наблюдаются долгосрочные когнитивные или поведенческие ухудшения по сравнению с теми, у кого не было сотрясений мозга. И самое интересное – они продемонстрировали более высокие показатели в тестах рабочей памяти и вербального мышления.
После того, как из числа участников исследования были исключены люди с диагностированной деменцией, оставшимся предложили заполнить опросник для скрининга травм головы (Brain Injury Screening Questionnaire, BISQ). С помощью этого опросника собираются данные о травмах головы в анамнезе, для чего задаются вопросы типа: “Получали ли вы когда-либо удар по голове… [в определенном контексте, например, при езде на мотоцикле/вездеходе]”. Участников спрашивали о контексте травмы (спорт, автомобильная авария и т. д.), возрасте первой/последней черепно-мозговой травмы, тяжести каждого эпизода (продолжительность пребывания без сознания и т. д.) и количестве травм.
Участники с сотрясением мозга в анамнезе были сгруппированы в зависимости от контекста, в котором произошло сотрясение:
- группа SRC – участники, которые сообщили о сотрясении мозга только в контексте занятий спортом;
- группа nSRC – участники, которые сообщили о сотрясении мозга в контексте, отличном от спортивного;
- смешанная группа – участники, которые сообщили о сотрясении мозга в связи со спортом и другими причинами.
С помощью тестов исследователи оценили когнитивные функции (рабочая память, вербальное мышление, скорость обработки информации, внимательность) и поведенческие ухудшения (снижение мотивации, нарушение эмоциональной регуляции, нарушение контроля над импульсами, неуместное социальное поведение и ненормальное восприятие или содержание мыслей).
Общее число участников – 15 214 человек, возрастной диапазон 50-90 лет, средний возраст 63 года, 24 % – мужчины. Средний возраст первого сотрясения мозга – 26 лет, а среднее время, прошедшее с момента последнего сотрясения, – 30 лет. В группе SRC (57,3 % – мужчины) и в смешанной группе (58 % – мужчины) было значительно больше мужчин, чем в группе без сотрясения мозга (19,2 % – мужчины). Те, кто находился в группе SRC и смешанной группе, имели значительно более высокий уровень образования по сравнению с теми, у кого не было сотрясения мозга. Значительно большая часть тех, кто входил в группу SRC, сообщили о высоком уровне дохода и высоком уровне физической активности.
Участники группы SRC имели значительно лучшую рабочую память и вербальное мышление по сравнению с теми, у кого никогда не было сотрясения мозга. Показатели поведенческих отклонений были значительно хуже в группе nSRC и смешанной группе по сравнению с группой без сотрясения мозга.
У тех, кто перенес только одно сотрясение мозга в группе SRC, вербальное мышление и внимательность были значительно лучше, чем в других группах. У тех, у кого было больше трех сотрясений мозга в группе nSRC, скорость обработки информации и внимательность были значительно хуже по сравнению с другими группами. Показатели поведенческих отклонений в группе nSRC были значительно выше, чем в других группах. В долгосрочном плане, с увеличением возраста, у пациентов с более чем тремя сотрясениями мозга в группе nSRC наблюдалась значительно худшая динамика вербального мышления по сравнению с другими группами. Каждое дополнительное сотрясение мозга в группе nSRC было связано с ухудшением внимательности.
Таким образом, у людей в группе SRC не наблюдались долгосрочные когнитивные или поведенческие нарушения по сравнению с теми, у кого не было сотрясения мозга. У тех, кто перенес сотрясение мозга во время занятий спортом, наблюдались более высокие показатели при оценке рабочей памяти и вербального мышления.
Однако это касается только тех, у кого было одно сотрясение мозга во время занятий спортом. Те, у кого было два или более сотрясения, не показали лучших результатов ни по когнитивным, ни по поведенческим показателям. Учитывая современное представление о патофизиологии сотрясения мозга, надо признать, что травма головы не может быть причиной таких парадоксального результатов.
Хорошо известно, что риск когнитивного дефицита в среднем и пожилом возрасте зависит от физической активности, образования, дохода, состояния сердечно-сосудистой системы и курения. Исходные показатели здоровья в группе SRC были значительно лучше по каждому из этих параметров, но при контроле ковариаций существенные различия сохранялись, что позволяет предположить наличие невыявленных объясняющих факторов.
Одно из возможных объяснений заключается в том, что физическая активность в течение всей жизни оказывает кумулятивное, сильное положительное влияние на когнитивные способности. С другой стороны, занятия спортом могут быть связаны с большей социальной активностью на протяжении всей жизни, что, как известно, также замедляет ухудшение когнитивных способностей и развитие деменции.
Важно подчеркнуть, что в данном исследовании были использованы данные только об обычных людях, а не о профессиональных спортсменах, у которых травмы головы случаются чаще, а степень тяжести выше, чем в любительском спорте.
Доказана зависимость между когнитивными показателями и повторными черепно-мозговыми травмами. Вероятно, важным фактором является контекст получения травмы. От механизма получения травмы зависят различия в скорости, силе удара и вращательных движениях головы. Вероятно, этим объясняются различные результаты в группах nSRC и SRC.
Также вероятно, что физические, социальные и экономические преимущества, связанные с занятиями спортом, могут компенсировать когнитивные риски сотрясения мозга. Таких компенсирующих факторов нет при сотрясениях мозга, связанных с падениями, криминальными происшествиями и авариями на дороге.
Перевод: Филиппов Д. С.
Источник: Lennon MJ, Rigney G, Creese B, et al. Sports-related concussion not associated with long-term cognitive or behavioral deficits: the PROTECT-TBI study. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. Published Online First: 03 September 2024