Новости

 

В свежем систематическом обзоре представлены научные данные о синдром суицидального кризиса (ССК), предсуицидальном когнитивном и аффективном состоянии, включающем пять симптоматических измерений: ощущение “ловушки”, аффективные нарушения, потерю когнитивного контроля, гипервозбуждение и социальную изоляцию. ССК, как считается, предшествует суицидальному поведению и служит предупреждающим знаком непосредственного риска самоубийства. Несмотря на обнадеживающую прогностическую валидность ССК, точное предсказание будущего суицидального поведения остается сложной задачей. Целью новой статьи было обобщить современную литературу по ССК и оценить степень, в которой можно говорить о едином синдроме.

 

Суицид является одной из ведущих причин смерти на протяжении всей жизни, поэтому ученые и клиницисты стремятся предотвратить и понять механизмы суицида. Недавние метаанализы продемонстрировали, что точность предсказания суицида остается тревожно низкой. Учитывая плохие прогностические показатели традиционных факторов риска суицида, несколько авторов указывают на важность предупреждающих “красных флажков” острой суицидальности.

 

Краткое описание критериев синдрома суицидного кризиса

 

Критерий A: ощущение “ловушки” считается центральным аффективным конструктом ССК и определяется как постоянное или повторяющееся ощущение срочной необходимости избежать или уйти от неприемлемой жизненной ситуации, которая воспринимается как невозможная для избегания, ухода или выносимости.

 

Критерий B: нарушение аффекта (B1) дополняет аффективный компонент ССК. Этот измеритель разделен на четыре отдельных кластера симптомов: эмоциональная боль, относящаяся к психаче, то есть интенсивным чувствам боли; резкие всплески негативных эмоций, экстремальная тревога, определяемая как паническая, беспокойная тревога, связанная с соматическими симптомами; а также острая ангедония, то есть потеря интереса и удовольствия. Эмоциональная боль и экстремальная тревога основаны на предыдущей формулировке ССК, в то время как резкие всплески негативных эмоций и острая ангедония – это вновь добавленные симптомы к ССК.

 

Потеря когнитивного контроля (B2) относится к когнитивному компоненту ССК. Этот измеритель включает следующие четыре кластера симптомов: размышления, то есть постоянное размышление о собственной беде; когнитивная жесткость, то есть застревание в негативных мыслительных паттернах; заливные размышления, относящиеся к интенсивному давлению в голове, вызванному неконтролируемыми негативными мыслями; и неудачная попытка подавления мыслей, то есть неудачные попытки устранить неприятные мысли.

 

Гипервозбуждение (B3) расширяет формулировку ССК как новое измерение и описывает соматическую перевозбужденность, включая четыре типа симптомов: возбуждение, характеризуемое возбуждением на физическом или умственном уровне; гипербдительность, интенсивное сенсорное осознание и ожидание опасности; раздражительность, склонность к гневу или раздражению; и бессонница, нарушение засыпания и/или сохранения сна, которое является единственным симптомом, перенятым из предыдущей формулировки ССК.

 

Социальное отстранение (B4), еще одно новое измерение ССК, сосредоточено на социальных аспектах, таких как ощущение изоляции и избегание взаимодействия с другими.

 

Таким образом, данное исследование подчеркивает важность разработки и внедрения клинических методов для оценки и лечения лиц с риском суицидального поведения, а также необходимость дальнейших исследований для лучшего понимания и предотвращения суицидального кризиса.

 

Перевод: Жоров Е. Н.

 

Источник: Melzer L, Forkmann T, Teismann T. Suicide Crisis Syndrome: A systematic review. Suicide Life Threat Behav. 2024 Feb 27. doi: 10.1111/sltb.13065. Epub ahead of print. PMID: 38411273.