Новости

 

В марте 2024 года Carla Carnovale et al. опубликовали свой зонтичный обзор в журнале Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Обзор был посвящён развитию метаболического синдрома у детей и подростков, принимающих антипсихотические препараты. В него были включены 23 исследования, проведённые с 2006 по 2021 год. Выделив некоторые параметры, определяющие состояния обмена веществ, авторы обнаружили, что наибольшие изменения отмечались в уровне триглицеридов и в индексе массы тела. Остальные параметры либо оставались практически неизменными, либо не изучались должным образом во включённых исследованиях. Наиболее опасными в плане развития метаболического синдрома оказались оланзапин и кветиапин.  

 

Антипсихотические препараты часто используются у детей и подростков для лечения некоторых психических расстройств. Однако их применение ограничено побочными эффектами, одним из которых является метаболический синдром. Его развитие связывают с нарушением аппетита, с изменением удовлетворенностью едой, с изменением нейрогормональных сигналов в гипоталамусе, с непосредственным влиянием на обмен жиров. 

 

В ранее проведённых исследованиях было обнаружено, что оланзапин и клозапин имеют наибольший риск развития метаболического синдрома. У взрослых эти препараты в большей степени повышают уровень триглицеридов, холестерина, увеличивают гликемический индекс по сравнению с арипипразолом и зипрасидоном. Некоторые исследования выявляли, что арипипразол, азенапин, клозапин, оланзапин, палиперидон, кветиапин увеличивают вес. Несмотря на это, мы мало знаем о том, какие биохимические показатели могли бы стать предикторами развития метаболического синдрома. 

 

Есть неоднозначность и с определением термина «метаболический синдром» в педиатрии. Педиатры говорят о наличии метаболического синдрома при наличии как минимум 3 критериев кардиометаболических нарушений из перечисленных: гипертриглицеридемия, низкий уровень ЛПВП, высокий уровень глюкозы натощак, ожирение, измеряемое по окружности талии, гипертензия. 

 

Авторы нового исследования провели зонтичный обзор. Они включили в него систематические обзоры, метаанализы, сетевые метаанализы, которые описывали показатели метаболического синдрома при приёме пероральных форм антипсихотиков у лиц моложе 18 лет. Для изучения были отобраны 23 исследования, проведённые с 2006 по 2021 год. В них участвовали дети с различными психическими расстройствами (шизофрения, аутизм, нарушения поведения, аффективные расстройства). Все исследования делали акцент на безопасности антипсихотической терапии, и только 4 работы ориентировались на метаболический синдром. 78,2% включённых исследований было низкого или очень низкого качества согласно критериям системы AMSTAR 2. 

 

Данные о влиянии антипсихотиков на триглицериды были получены из 3 исследований (сетевой метаанализ и РКИ). Луразидон снижал или не оказывал никакого действия на их уровень. Для оланзапина средняя разница (mean difference, MD) составила 38,57 мг./дл., для кветиапина – 34,87 мг./дл. Другие исследуемые препараты не показали значимых различий с плацебо. При сравнении препаратов между собой у луразидона и кветиапина MD составила 48,3 мг./дл. Остальные препараты не продемонстрировали значимых различий. В связи с такими результатами авторы не рекомендуют применять оланзапин и кветиапин у лиц с изначально повышенным уровнем триглицеридов. 

 

При исследовании влияния на холестерин было обнаружено его увеличение при приёме азенапина в сравнении с плацебо. В одном из анализов оланзапин не влиял на уровень холестерина, но в других его MD составила 3,67 мг./дл. В некоторых исследованиях изменения были обнаружены для кветиапина в и луразидона. Палиперидон, зипрасидон и арипипразол не отличались от плацебо. При сравнении препаратов между собой луразидон продемонстрировал большие изменения, чем палиперидон, а оланзапин – чем кветиапин. Таким образом, оланзапин и кветиапин оказались препаратами, с большей степенью повышающими уровень холестерина. Однако, их эффект сам по себе недостаточен для сдвига уровня общего холестерина с рекомендуемого порога до максимально допустимого. Тем не менее, при гиперхолестеринемии авторы предлагают предпочесть арипипразол или зипрасидон и, по-возможности, избегать оланзапина и кветиапина. 

 

Уровень ЛПНП изменялся при приёме луразидона. При сравнении кветиапина и луразидона разницы обнаружено не было. Уровень ЛПВП при сравнении луразидона, кветиапина и арипипразола по сравнению с плацебо не изменялся. Уровень глюкозы крови не изменялся при приёме оланзапина, кветиапина, палиперидона, арипипразола, оланзапина, луразидона, зипрасидона по сравнению с плацебо. Не было разницы и про сравнении оланзапина, кветиапина, палиперидона, азенапина, арипипразола и зипрасидона по сравнению с луразидоном и оланзапина с кветиапином.  

 

По сравнению с теми респондентами, кто не принимал терапию, индекс массы тела изменялся при использовании оланзапина, кветиапина, рисперидона, арипипразола, но не при приёме зипрасидона. В некоторых исследованиях оланзапин, кветиапин, азенапин, палиперидон, арипипразол, клозапин вызывали более значимое увеличение ИМТ по сравнению с плацебо. Галоперидол, флуфеназин, луразидон, зипрасидон не влияли на вес. При прямом сравнении друг с другом оланзапин продемонстрировал большее увеличение ИМТ, чем кветиапин, палиперидон, рисперидон и клозапин. 

 

Качественный анализ показал, что луразидон влияет на обмен липидов, арипипразол не отличается от плацебо в способности изменять уровень холестерина и липопротеидов. Оланзапин в большей степени повышает уровень липидов по сравнению с кветиапином. Влияние клозапина больше, чем у оланзапина и рисперидона.  Относительно рисперидона данные противоречивы. При сравнении с плацебо арипипразол не выявил никакого влияния на уровень гликемии. У луразидона влияние оказалось минимальным. Оланзапин в большей степени увеличивал гликемический индекс, чем рисперидон, кветиапин и луразидон. Оланзапин в большей степени повышал артериальное давление, чем плацебо. 

 

Таким образом в результате анализа наибольшие изменения отмечались в повышении веса и уровня триглицеридов. Остальные показатели были исследованы недостаточно и требуют дальнейшего изучения. В заключении статьи авторы рекомендуют не использовать оланзапин в качестве терапии первой линии у детей и подростков. При его применении следует мониторить вес. Кветиапин тоже влияет на развитие метаболического синдрома, но его влияние на вес не так значительно. Арипипразол и луразидон оказались наиболее метаболически нейтральными препаратами. 

 

Перевод: Вирт К. О.

 

Источник: Carla Carnovale et al. Umbrella Review: Association Between Antipsychotic Drugs and Metabolic Syndrome Hallmarks in Children and Adolescents. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. https://www.jaacap.org/article/S0890-8567(23)00317-9/fulltext