Новости

 

В одном из номеров журнала Neuropsychopharmacology была опубликована статья Julia Martini et al., посвящённая факторам риска развития биполярного аффективного расстройства (БАР) у пациентов 15 – 35 лет с другими диагнозами. Авторы отобрали пациентов, лечившихся от депрессии или синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Всего в исследование было включено 1083 пациента, при этом из всех участников БАР развилось только у 31 человека. Все они принимали антидепрессанты и/или небольшие дозы антипсихотиков. Никто не принимал стабилизаторы настроения. Риск развития БАР у лиц с отягощённым семейным анамнезом оказался невысоким. 

 

БАР страдают 1% – 3% людей. Несмотря на то, что препараты для лечения БАР достаточно эффективны, из-за повышенного суицидального риска, из-за порой значимых нарушений функционирования, из-за недостаточного ответа на стабилизаторы настроения между постановкой диагноза и подобранным препаратом может пройти до 6 лет. Если же выявлять людей с риском развития БАР, то начать эффективную терапию можно было бы раньше. Такая тактика позволит достигать лучших исходов заболевания. Выявление лиц из группы риска затрудняется многофакторностью причин заболевания и тем, что его проявления могут различаться в зависимости от возраста. В ходе ранее проведённых исследований было выявлено, что наличие БАР у близких родственников, субсиндромальных мании или депрессии, нарушение циркадных ритмов, тревога в детском возрасте, синдром дефицита внимания и гиперактивности, экстраверсия, открытость новому, циклотимный характер, стресс, злоупотребление психоактивными веществами, использование антидепрессантов в прошлом увеличивают риск БАР. Депрессия, сопровождающаяся ощущением ничтожности, сильным чувством вины, потерей удовольствия, суицидальностью может перейти в БАР. В период факторов риска пациенты могут быть более чувствительны к даже незначительным терапевтическим интервенциям. 

 

Отбор респондентов проводился с июля 2015 года по сентябрь 2018 года. Подростки и молодые взрослые (от 15 до 35 лет), обратившиеся в центры раннего выявления или имеющие хотя бы один из факторов риска, а также стационарные и амбулаторные пациенты с депрессивным синдромом или СДВГ, были отобраны для исследования. Их интервьюировали в начале исследования, потом через 6, 12, 18 и 24 месяца. Референсная группа была отобрана из базы German representative Imaging Genetics cohort (IMAGEN). 

 

Изучаемыми факторами риска стали наследственность (члены семьи первой и второй степени родства с БАР, депрессией, шизоаффективным расстройством или шизофренией), аффективная симптоматика субклинического уровня, эмоциональная лабильность, наличие в анамнезе или в момент исследования СДВГ или нарушений поведения, тревога, изменения циркадных ритмов, нарушения сна, применение психоактивных веществ с целью совладания с перепадами настроения, креативность, стрессовые события в жизни, эмоциональный темперамент, импульсивность, хронический стресс, нарушение социального функционирования. 

 

Всего в исследование включили 1083 человека, у которых по результатам измерения был выявлен риск развития БАР. В референсную группу вошли 172 человека. Респонденты из группы риска чаще принимали психотропные препараты и находились на стационарном или амбулаторном лечении. 789 респондентов основной группы имели по крайней мере 1 из факторов риска развития БАР. В этой группе высокий риск встречался в 35,5% случаев, тогда как в референсной группе – в 4,7%. 

 

В течение 24 месяцев наблюдения только у 31 человека развилось БАР. Все они были из основной группы. У троих респондентов БАР появилось уже после начала исследования. Их состояние не соответствовало всем критериям, но это были эпизоды (гипо–)мании. Ещё 14 у человек БАР развилось после 12 месяцев исследования, а у оставшихся 14 – между 12 и 24 месяцами. Из них 71% ранее находились на амбулаторном лечении, а 67,7% – на стационарном. 41,9% лечились препаратами антидепрессивного ряда, 22,6% – антипсихотиками (кветиапин до 200 мг./дн., арипипразол, рисперидон), 9,7% – анксиолитиками или снотворными препаратами. 

 

При подсчёте оценки риска было выявлено, что риск развития БАР при отягощённом семейном анамнезе составил  6%, при депрессивном синдроме – 2,7%, при СДВГ – 0,9%. При наличии по крайней мере одного фактора риска риск развития БАР составил 3%. 

 

По сравнению с показателем развития БАР в случае обращения за помощью молодых пациентов, наблюдавшихся в службах психического здоровья/психоза,  частота развития БАР в новом исследовании был ниже, чем в других исследованиях. Авторы полагают, что это может быть связано с различиями в характеристиках групп респондентов, с меньшей специфичностью факторов риска по сравнению с факторов риска, например, психоза. Дальнейшие исследования могут помочь оптимизировать процесс ранней диагностики. Наряду с результатами других крупных исследований они будут способствовать разработке своевременных и индивидуальных методов  вмешательств для предотвращения или ослабления нарушений в ходе развития БАР. 

 

Перевод: Вирт К. О. 

 

Источник: Julia Martini et al. Young people at risk for developing bipolar disorder: Two-year findings from the multicenter prospective, naturalistic Early-BipoLife study. European Neuropsychopharmacology. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0924977X23006910