Новое исследование, опубликованное в декабре 2024 года в BMJ, указывает на то, что работа, связанная с интенсивной обработкой пространственной информации (например, определение маршрутов для такси или оптимального способа доехать до больницы), может снижать уровень смертности от болезни Альцгеймера.
Известное нейровизуализационное исследование 2006 года продемонстрировало функциональные изменения в гиппокампе у лондонских водителей такси [1]. Гиппокамп — область мозга, участвующая в формировании когнитивных «пространственных карт» и в значительной степени вовлечённая в развитие болезни Альцгеймера, при которой происходит ускоренная атрофия гиппокампа. Это даёт основания полагать, что профессии, связанные с навигацией, могут коррелировать с пониженной смертностью от болезни Альцгеймера.
Для проверки этой гипотезы авторы исследования использовали данные об американской смертности из Национальной системы регистрации актов гражданского состояния за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года. В этом реестре указывается причина смерти (с кодировкой по МКБ-10), а также информация о роде занятий, которым человек занимался большую часть взрослой жизни. Из 443 профессиональных групп исследователи выделили сведения о таксистах и водителях машин Скорой помощи — профессиях, требующих постоянной обработки данных о перемещениях в пространстве при непредсказуемых, быстро меняющихся обстоятельствах. Все остальные профессии объединили в контрольную группу.
Для каждой профессии был рассчитан процент смертей от болезни Альцгеймера и средний возраст на момент смерти (в годах). Учёт возраста важен, поскольку с его увеличением растёт риск развития болезни Альцгеймера, и, соответственно, в группах с меньшей продолжительностью жизни процент таких смертей будет ниже.
В общем случае у 3,88% всех умерших основной причиной смерти оказалась болезнь Альцгеймера. В группе водителей такси нескорректированный процент смертей составил 1,03%, у водителей машин Скорой помощи — 0,74%. Отмечено, что в профессиональных группах с аналогичной продолжительностью жизни смертность от болезни Альцгеймера была выше по сравнению с водителями такси и Скорой помощи.
После коррекции на возраст на момент смерти, пол, расу, этническую принадлежность и уровень образования самыми низкими скорректированными показателями смертности от болезни Альцгеймера обладали профессии водителей Скорой помощи (0,91%) и водителей такси (1,03%), тогда как общий скорректированный показатель составил 1,69%. Также при ограничении выборки умершими в возрасте 60 лет и старше водители Скорой помощи и такси по-прежнему имели самую низкую смертность от болезни Альцгеймера.
Важный факт: аналогичной тенденции не наблюдали при других формах деменции (например, при сосудистой или неуточнённой деменции), что указывает на возможную роль изменений в гиппокампе именно в снижении риска развития болезни Альцгеймера.
Однако авторы подчёркивают ряд серьёзных ограничений дизайна исследования. Во-первых, возможно смещение выбора: люди с более высоким риском развития болезни Альцгеймера реже успешно работают таксистами или водителями Скорой помощи. Следовательно, более низкая смертность от болезни Альцгеймера может объясняться не защитным эффектом профессии, а тем, что люди, предрасположенные к этому заболеванию, попросту не выбирают (или не могут сохранить) такую работу.
При этом симптомы болезни Альцгеймера обычно развиваются после многих лет стажа, и лишь в 5–10% случаев болезнь дебютирует у людей моложе 65 лет. Хотя лёгкие проявления могут возникать раньше, они, скорее всего, дадут о себе знать уже после длительного периода работы.
Кроме того, в свидетельствах о смерти, вероятно, недооценивается количество случаев смерти, вызванной болезнью Альцгеймера, и степень этой недооценки может различаться в зависимости от рода занятий. Если у водителей такси и машин Скорой помощи сохраняются навыки пространственной навигации, у врачей может не возникнуть подозрения на болезнь Альцгеймера, что снижает количество официально зафиксированных смертей с таким диагнозом. К тому же сами водители могут избегать обследования на начальные признаки болезни из страха потерять работу, что также мешает ранней диагностике.
Однако эти диагностические ошибки, скорее всего, затрагивают все разновидности деменций, а не только болезнь Альцгеймера. Их следует учитывать не только в анализе профессий водителей такси и Скорой помощи, но и в исследованиях других транспортных специальностей (например, водителей автобусов, пилотов самолётов или капитанов судов).
Вероятно, частоту болезни Альцгеймера как основной причины смерти действительно недооценивают, поскольку влияние этой патологии на смертность определить непросто. Тем не менее подобные диагностические погрешности могут проявляться во всех профессиональных группах, а не только у водителей, поэтому их влияние не сводится к конкретным профессиям.
Перевод: Филиппов Д. С.
Источник: R Patel V, Liu M, Worsham C M, Jena A B. Alzheimer’s disease mortality among taxi and ambulance drivers: population based cross sectional study BMJ 2024; 387 :e082194
Ссылки:
[1] Maguire EA, Woollett K, Spiers HJ. London taxi drivers and bus drivers: a structural MRI and neuropsychological analysis. Hippocampus 2006;16:1091-101.