Последнее время в мировом психиатрическом сообществе набирает популярность идея, что шизофрения это не отдельное заболевание, а скорее группа синдромов. Они имеют одинаковые внешние проявления, но разные молекулярные механизмы. Поэтому на данный момент, единственный выход из терапевтического тупика – это воздействие на специфические молекулярные механизмы конкретно взятого пациента.
Одной из возможных мишеней такой терапии является тетрагидробиоптерин (ВН4). ВН4 — важнейший кофактор, участвующий в синтезе дофамина, норадреналина, серотонина, а также влияющий на выработку оксида азота (NO) и регулирующий активность глутаматергической системы.
По данным некоторых исследований уровень ВН4 снижен у 30% пациентов с шизофренией. Из-за чего возникает предположение, что группа пациентов с шизофренией с дефицитом ВН4 представляет собой отдельный биотип, который имеет специфические молекулярные механизмы формирования, особенности течения и требует специального подхода к лечению.
Однако причины сниженного уровня ВН4 могут быть разными. Их можно разделить на первичные (вызванные аномалиями в гене ВН4) и вторичные (к ним относится дефицит фолиевой кислоты и витамина В12, окислительный стресс и нейровоспаление).
Для того, чтобы понять есть ли у пациентов с шизофренией дефицит ВН4 и чем он вызван, группа учёных и врачей из Приволжского Исследовательского Медицинского Университета отобрали согласно критериям включения группу пациентов (50 человек). Затем взяли у них венозную кровь, с целью проверить наличие генетических аномалий, уровень ВН4, фолиевой кислоты, витамина В12, наличие маркеров оксидативного стресса и нейровоспаления. Для сравнения измерили те же показатели в крови у здоровых добровольцев (в количестве 36 человек), подобранных по определенным критериям и ни разу в жизни не обращавшихся к психиатру.
После подсчета данных мы получили следующие статистически значимые результаты – оказалось, что уровень ВН4 и фолиевой кислоты у пациентов с шизофренией ниже, чем у здоровых добровольцев. А уровень гомоцистеина (вещества, накапливающегося в больших количествах при недостатке фолиевой кислоты и витамина В12) у пациентов выше. Это может говорить о том, что ВН4 действительно играет определённую роль в развитии шизофрении, а дефицит фолиевой кислоты, возможно, влияет на уровень ВН4. Подтверждением последнему предположению является прямая корреляция концентрации фолиевой кислоты с концентрацией ВН4 в крови у пациентов. Однако полученные данные требуют дальнейших исследований.
По мнению авторов исследования, знания о причинах дефицита позволят стандартное лечение антипсихотиками дополнить необходимыми препаратами.
Подготовил: Семеннов И.В.
Источники:
Ilya Vladimirovich Semennov, Tatyana Vladimirovna Zhilyaeva, Evgeny Dmitrievich Kasyanov, Georgy Aleksandrovich Mishanov, Oksana Mikhailovna Chekanina, Anna Sergeevna Blagonravova, Galina Elevna Mazo. Association of tetrahydrobiopterin deficiency with disturbances in one-carbon metabolism in patients with schizophrenia. Schizophrenia Research, 2020, ISSN 0920-9964,https://doi.org/10.1016/j.schres.2020.11.023
Semennov I.V., Zagryazhskaya Y.S., Piatoikina A.S., Zhilyaeva T.V., Manakova A. E.A., Blagonravova A.S., Verbitskaya E.V., Mazo G.E. Tetrahydrobiopterin deficiency in schizophrenia as a new target for personalized medicine. V.M. BEKHTEREV REVIEW OF PSYCHIATRY AND MEDICAL PSYCHOLOGY. 2020;(4):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-4-65-72