Последние годы широко освещаются проблемы и особенности диагностики расстройства аутистического спектра (РАС) и коморбидных заболеваний, в том числе психозов. В совместном обзоре Миланского и Стэнфордского университетов, опубликованном в журнале Journal of Autism and Developmental Disorders, рассматривается проблема недооценки симптоматики РАС и высокого риска психозов в связи с нейроотличием, в особенности у женщин и лиц более молодого возраста. Обзор был построен на изучении нескольких мета анализов последних лет и является обобщение современных знаний о психотических расстройствах с сопутствующими РАС с точки зрения клинических особенностей, течения и лечения.
В последние десятилетия наблюдается рост числа случаев РАС за счет диагностического увеличения форм с низкими нарушениями, помимо других возможных причин. Нераспознанное РАС может быть ошибочно принято за психотическое расстройство в связи с демонстрацией «псевдопсихотических» симптомов, напоминающих негативных и позитивные симптомы. К примеру, люди в спектре могут часто разговаривать сами с собой, в форме эхолалии, как способ думать вслух или продумывать разговор, могут создавать очень сложные фантазии и проводить много времени, участвуя в собственных фантастических сценариях, многократно прокручивая образы и диалоги.
Однако это не имеет ничего общего с психотическими симптомами и не зависит от галлюцинаций или бреда. Многие люди с РАС имеют диссоциативно-подобные явления, называемые «отключениями», которые зачастую вызваны эмоциональной или сенсорной перегрузкой. С другой стороны, психотические расстройства достаточно часто могут игнорироваться, возникая у людей с РАС, из-за «диагностического затмения» новых состояний основными аутистическими симптомами, сохраняющимися на протяжении всей жизни. Термин «диагностическое затмение» используется для обозначения новых расстройств, которые остаются нераспознанными, в то время как их симптомы вместо этого приписываются уже известному психическому заболеванию.
Исследования показывают, что мужской пол повышает риск психотических расстройств у лиц с РАС, однако это может быть связано со значительной недооценкой проявлений аутистического спектра среди женщин. Также, зачастую, для людей со РАС психотические расстройства проявляются в более молодом возрасте, нежели у людей без нейроонтогенетических расстройством. Трудности при коморбидных состояниях наблюдаются и в лечении, несмотря на достаточно небольшой объем данных уже сейчас можно говорить о большей вероятности резистентности к антипсихотической терапии у лиц с РАС.
Наложение коммуникативных проблем при расстройстве аутистического спектра и негативных симптомов при психозе усложняет различие между этими двумя состояниями. Люди с РАС реже направляются в службы психического здоровья или могут обращаться, не зная о своих особенностях, что приводит к неправильной диагностике или недостаточному лечению сопутствующих заболеваний. Необходимым кажется создание более четких критерий исключения, поскольку недостаточная представленность участников с РАС может создать пробелы в нашем понимании психотических расстройств и снизить результативность помощи нейроотличным людям.
Перевод: Корягина Д. А.
Источник: Gesi, Camilla et al. “Beyond imagination: Sorting out and treating psychosis in the context of autism spectrum disorder.” Journal of psychiatric research vol. 173 (2024): 363-366. doi:10.1016/j.jpsychires.2024.03.043