Биполярное аффективное расстройство (БАР) представляет собой феноменологически гетерогенную нозологию, поэтому в рамках диагностической категории люди с БАР могут иметь совершенно разные профили симптомов. В связи с чем, несмотря на разные диагностические категории, БАР имеет значительное перекрытие с шизофренией как на клиническом, так и на генетическом уровнях.

 

Бред и галлюцинации являются довольно распространённым явлением при БАР, при этом, примерно, в трети случаев психотические симптомы являются неконгруэнтными аффекту. Такие симптомы ассоциируются с плохим прогнозом и плохим ответом на литий. Кроме того, они качественно схожи с симптомами шизофрении, предполагая что психотическое БАР, особенно с неконгруэнтными аффекту галлюцинациями и бредом, имеет тесную этиологическую связь с шизофренией.

 

Полногеномный поиск ассоциаций продемонстрировал полигенную природу как шизофрении, так и БАР, при этом значительная доля генетической дисперсии объяснялась общими аллелями, частично разделяемыми двумя данными расстройствами. Генетический риск развития заболевания для индивидуумов может рассчитываться с помощью оценки полигенного риска (polygenic risk score (PRS)), что позволяет учёным исследовать генетическую основу доменов симптомов внутри данных расстройств и трансдиагностически с большей мощностью. При этом существует дифференциальное разделение между подтипами БАР и шизоаффективным расстройством (промежуточным подтипом, который характеризуется сочетанием симптомов шизофрении и БАР), имеющим относительно больший генетический риск шизофрении.

 

На сегодняшний день недостаток статистической мощности в хорошо фенотипированных образцах препятствует изучению ассоциации полигенного риска развития шизофрении с психотическими симптомами в рамках БАР.

 

Целью нового исследования, опубликованного в JAMA Psychiatry, было рассмотреть связь между между общими генетическими вариантами шизофрении и БАР на основе самых мощных полногеномных исследований. В данное исследование были включены 4436 пациентов с БАР, 4976 участников с шизофренией и 9012 психически здоровых лиц из контрольной группы. У всех пациентов с БАР проводилось интервью с помощью Schedules for Clinical Assessment in Neuropsychiatry (SCAN), выборка пациентов с шизофренией формировалась на основе исследования CLOZUK (терапевтически резистентная шизофрения, леченая клозапином).

 

Результаты показали, что полигенный риск шизофрении был выше, как ни странно, у шизоаффективного расстройства. Далее по убывающей у шизофрении были сильнейшие ассоциации с БАР I типа (развёрнутые деперессивные и маниакальные/смешанные эпизоды) с неконгруэтными аффекту психотическими симптомами; с БАР I типа с конгруэнтными аффекту психотическими симптомами; БАР I типа без психотических симптомов и, наконец, самые слабые ассоциации были с БАР II типа (развёрнутые депрессивные и гипоманиакальные эпизоды). Все дифференциальные ассоциации были статистически значимыми.

 

Учёными было показано, что существует чёткий градиент зависимости полигенного риска развития шизофрении и психотического БАР, что поддерживает основную гипотезу о том, что неконгруэнтные психотические симптомы в рамках БАР в большей мере этиологически связаны с шизофренией.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

Подготовил: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Judith Allardyce et al. Association Between Schizophrenia-Related Polygenic Liability and the Occurrence and Level of Mood-Incongruent Psychotic Symptoms in Bipolar Disorder. JAMA Psychiatry. 2018;75(1):28-35. doi:10.1001/jamapsychiatry.2017.3485