Статьи

 

21 февраля 2015 г. в Москве участники шествия, организованного общественным движением «Антимайдан», несли полосатый черно-оранжевый транспарант с надписью «МЫ НЕ майДАУНЫ!» Слово «даун» в данном случае было употреблено для оскорбления политических оппонентов. Это, наверное, образцовый пример лексической стигматизации, при которой медицинский термин низводится до уровня бранного слова.

 

Интересно, что история лексической стигматизации синдрома Дауна в английском и русском языках выглядит по-разному. В англоязычном мире к современному обозначению этого медицинского состояния – «синдром Дауна» – привыкли лишь в конце ХХ в., осваивая его как неоскорбительный, нейтральный аналог исходного термина «монголизм».

 

В русском языке слово «монголизм» в этом значении тоже когда-то существовало (в Большой медицинской энциклопедии 1931 г. можно встретить слова «монголоиды» и «монголики»), но, судя по всему, замена расистского термина на термин «болезнь Дауна» произошла быстрее, чем в англоязычной литературе. Первая русская монография об этом состоянии так и называлась – «Болезнь Дауна. Клинические и цитогенетические исследования» (под ред. Давиденковой Е.Ф., Л.: Медицина, 1966). Зато в русском словоупотреблении стигматизирующий оттенок получило слово «даун», о чем свидетельствует вышеприведенный пример. Так вышло, что украинский кризис 2013–2014 гг., а точнее его обсуждение в российской блогосфере, обогатило фактическим материалом тему стигматизации синдрома Дауна. Когда российские комментаторы заметили, что цвета украинского флага – синий и желтый – совпадают с цветами международной кампании по информированию о синдроме Дауна, из фонтанов «остроумия» вырвалось немалое количество каламбуров, обыгрывающих это совпадение.

 

В английском и русском языках унизительные ярлыки наклеивались в разной последовательности. В русском языке иностранным названием болезни стали бросаться как обидным прозвищем, а в английском первоначальное наименование ante factum было отягощено уничижительными расистскими коннотациями.

 

Об этом стоит рассказать подробнее.

 

Известно, что первым, кто описал синдром Дауна, был британский врач Джон Лэнгдон Даун (1828–1896). В 1866 г. он опубликовал небольшую статью «Замечания об этнической классификации идиотов» [1], в которой предлагал классифицировать пациентов с умственной отсталостью по их внешнему виду. По его наблюдениям, одна группа таких пациентов похожа на эфиопов («белые негры», как выражается Даун), другая – на малайцев, третья – на индейцев. Для самой многочисленной группы пациентов с врожденным слабоумием характерно сходство с монголами.

 

Дело не только в физиогномическом сходстве. Проявление признаков других рас и этносов у британцев, по мнению Дауна, свидетельствует о процессе вырождения. Даун – моногенист, он убежден в единстве человечества и не согласен с теми, кто считает, что у каждой расы есть свой первоисточник. Расы в его представлении, как и в представлении большинства ученых того времени, это ступени в эволюции человеческого вида. То, что у белых людей могут проявляться признаки монголоидов, т. е. расы, стоящей ниже белых, доказывает, что все расы относятся к одному виду живых существ. В каком-то смысле это меньший расизм, чем идея о том, что разные расы имеют разные источники происхождения, из которой следует, что негры и монголоиды – это другие существа, не являющиеся, строго говоря, людьми.

 

Для Дауна монголоидные черты лица – это признак того, что данный человек опустился по эволюционной лестнице на ступень ниже. Расхожая во времена Дауна метафора приравнивала уровень развития белой расы к состоянию взрослого человека, монголоидной расы – к состоянию ребенка, а уровень негроидной расы – к состоянию эмбриона. Поведенческие особенности пациентов доктора Дауна говорили в пользу его этнической классификации – в психоэмоциональном развитии «монголы» нередко оставались на уровне ребенка.

 

То, что в основу классификации легла внешность, не должно удивлять. В XIX в. алиенисты были уверены в том, что между состоянием психики и внешним видом существует сильная корреляция. Еще в 1801 г. Пинель в «Медико-философском трактате» размещает портреты «маньяка» и «идиота» со сравнительными измерениями пропорций черепа. У маньяка с временными приступами безумия более правильное соотношение тела и черепа по сравнению с идиотом. Те же идеи были приняты и в криминологии.

 

Из четырех отмеченных Дауном типов в науке остался только тот, что он описал наиболее подробно. «Монголизм» стал общеупотребительным медицинским термином. Правда, какое-то время в Британии с ним конкурировало другое обозначение синдрома Дауна, основанное опять-таки на субъективной оценке внешности.

 

В 1876 г. была опубликована работа с описанием умственно отсталых пациентов, которых было предложено назвать калмыками из-за внешнего сходства с представителями этого монгольского народа [2].

 

В начале XX в. термины «монголизм» и «калмыцкий идиотизм» в применении к болезни Дауна многие критиковали. Критиковался сам подход к выбору названия для болезни – по внешности пациентов. К тому же была очевидна расистская подоплека, а конкретно связь термина с учением о вырождении и высшей белой расе. Представление о том, что монголоидные черты внешности, как при синдроме Дауна, возникают только у вырождающихся европеоидов, сохранялось до тех пор, пока в 1920 гг. не появились публикации о синдроме Дауна у китайцев и эфиопов. Выяснилось, что это состояние не является исключительным для белой расы.

 

Так была выбита почва из-под ног единомышленников британского врача Фрэнсиса Крукшанка, автора популярной книги «Монгол среди нас» (1924). Крукшанк считал, что синдром Дауна наблюдается только в тех случаях, когда в числе потомков пациента есть представитель азиатской расы. Таких людей, по его мнению, в Европе намного больше, чем принято думать. Вся Европа инфильтрирована монголами со времен Чингизидов, а некоторые европейские нации (поляки, русские) с расологической точки зрения ближе к монголоидам, чем к белой расе.

 

Крукшанк очень сильно расширял представление о «монголах», выделяя людей, которых монголами назвал доктор Даун, в подгруппу «больничных монголов». К другим подгруппам относятся все интеллектуально неполноценные белые люди, причем некоторые из них могут быть довольно успешными и занимать высокое положение в обществе. К диагностическим признакам у него был тоже весьма нетривиальный подход. Крукшанк считал, что для «монголов» (во всех смыслах этого слова) характерна склонность располагать нижние конечности горизонтально, т. е. сидеть, поджав под себя скрещенные ноги. Белый, умственно полноценный человек без расовых примесей, как уверял Крукшанк, не сможет принять такое положение по анатомическим причинам.

 

Расистские интерпретации синдрома Дауна окончательно рассыпались задолго до того, как стала понятна природа заболевания. В 1959 г. была доказана связь синдрома с измененным количеством хромосом, а в 1961 г. группа ученых опубликовала обращение к коллегам с просьбой больше не употреблять слово «монголизм» [3]. В 1962 г. представители Монголии попросили директора ВОЗ официально запретить этот термин.

 

Последнее документально зафиксированное использование слова «монголизм» в медицинской науке относится к 1980 г. [4]. Англоязычная медиасфера окончательно перешла к «синдрому Дауна» (название «трисомия 21» не прижилось) к концу XX в.

 

Таким образом, первоначальный английский термин подразумевал презрительное отношение к представителям азиатской расы. Здесь, скорее, можно говорить о влиянии расовых предрассудков, чем о стигматизации людей с определенным заболеванием. При этом употребление в русском языке эпонима «даун» как ругательства – типичный пример лексической стигматизации.

 

Ссылки:

  1. Langdon-Down J. Observations on an Ethnic Classification of Idiots. Clinical Lectures and Reports: London Hospital. 1866, iii. pp. 259–262.
  2. Fraser J. Kalmuc idiocy: report of a case with autopsy // The Journal of mental science, vol. 22, 1876.
  3. Allen, G et al. “Mongolism.” American journal of human genetics vol. 13,4 (1961): 426.
  4. Статья в BMJ 280, № 6226.

Автор текста: Филиппов Д. С.