Метакогнитивный тренинг (МКТ) – метод, разработанный Штеффеном Морицем, доктором философии, и его коллегами из Гамбургского университета в Германии, является групповым психотерапевтическим подходом к коррекции как негативных, так и позитивных симптомов шизофрении, и в особенности – бреда [1]. Он представлен в формате модулей, каждый из которых нацелен на распространенные когнитивные ошибки и искажения при решении проблем, такие как поспешные выводы, склонность к подтверждению своей точки зрения, несмотря на доказательства обратного, и излишняя самоуверенность. Метод доступен бесплатно на 37 языках [2].

 

Люди с шизофренией имеют структурные аномалии мозга, что делает принятие новых моделей мышления особенно сложным, даже когда очевидные факты противоречат их когнициям. Это негативно сказывается на их способности переоценки ложных убеждений, что может спровоцировать развитие бреда. Более того, одно функциональное исследование магнитно-резонансной томографии показало дисбаланс в том, как нейронные сети мозга у людей с шизофренией реагируют на доказательства, подтверждающие или опровергающие суждения пациентов. Это нарушение может лежать в основе структурных причин бреда [3]. Люди с шизофренией имеют дисбаланс в нейромедиаторах, участвующих в ответной реакции при обработке сенсорной информации, включая дофамин, глутамат и серотонин. Это может привести к тому, что пациенты будут перегружены сенсорной информацией и ее последующая обработка будет одновременно вызывать и поддерживать бред.

 

Подписывайтесь на нас на Patreon, и мы будем выпускать ещё больше интересных материалов

 

Цель тренинга – повышение метакогнитивной компетентности пациентов, осознание их «когнитивных ловушек», а также развитие способности критически размышлять, расширять и изменять свои механизмы решения проблем.

 

Индивидуализация тренинга

 

Потребность психиатров в персонализации метакогнитивных вмешательств привела к расширению метакогнитивного тренинга, известного как МКТ +, который является индивидуальным, а не групповым. По словам доктора Морица, МКТ + – это как «шведский стол», в котором врачи могут выбирать необходимое, исходя из симптомов и предпочтений пациентов. Если самооценка и депрессия являются большой проблемой у пациентов, то они могут стать мишенью для терапии, прежде чем будут устранены когнитивные искажения и бред. Среди людей, страдающих бредом, широко распространены негативные представления о себе, и возможно, будет терапевтически продуктивно решать эти проблемы во время мероприятий, направленных на уменьшение интенсивности бредовых идей [4].

 

Частью индивидуального подхода является уважение к особенностям иных культур. Различия в культурных факторах, которые влияют на когнитивные процессы, такие как самоанализ, оценка убеждений и уверенность в них, являются вероятными причинами разницы в том, как люди интерпретируют реальность [5]. Например, недавнее исследование оценивало связь между толщиной коры мозга и когнитивными способностями у индийских пациентов с шизофренией.  При сравнении их с примерами из современной литературы о пациентах с шизофренией из западного общества были обнаружены различия в том, как культурные факторы влияют на когнитивные способности. Исследователи пришли к выводу, что, хотя в западном обществе развиваются конструкты рефлексии и доступности обратной связи, эти инструменты были недоступны для их индийских участников [5]. В конечном счете способ обучения метакогнитивным процессам в рамках МКТ+ должен учитывать индивидуальные культурные различия.



«МКТ и МКТ+ были культурно адаптированы, но клиницисты могут вносить дальнейшие изменения», – говорит доктор Мориц, добавляя, что этот принцип, похоже, также подходит для фанатичных религиозных убеждений [6]. Хотя существует мало данных о том, как религиозные убеждения пациентов влияют на их сеансы МКТ, психиатрам важно учитывать их при использовании МКТ, потому что эти факторы могут влиять на эффективность лечения, аналогично культурным отношениям.

 

Насколько эффективен МКТ?

 

Несмотря на то, что пациентам с шизофренией часто назначают лечение антипсихотическими препаратами, которые существенно уменьшают выраженность бреда, их действие ослабевает, если пациенты прекращают прием лекарств. Это часто происходит из–за побочных эффектов этих препаратов и нарушения режима приема лекарств. МКТ, напротив, может обучить когнитивным жизненным навыкам, которые помогут пациентам на всю жизнь. Таким образом, дополнение режима медикаментозного лечения МКТ и в частности МКТ+ может в долгосрочной перспективе бороться с бредом.

 

Эффективность и приемлемость МКТ подтверждается многочисленными исследованиями. В одном из последних мета-анализов было обнаружено, что метакогнитивные вмешательства более эффективны для людей с шизофренией, чем когнитивная реабилитация (КР), которая обычно используется в таких случаях [7]. Хотя КР фокусируется на улучшении нейрокогнитивных способностей, таких как внимание, рабочая память и когнитивная гибкость, она не нацелена на основные причины, вызывающие бред, который не является типичной исполнительной функцией.

 

Дополнительное подтверждение эффективности МКТ обеспечивает исследование, изучающее метакогнитивные способности пациентов во время первого эпизода психоза и 3 года спустя. Саморефлексия значительно коррелировала с экспрессивным компонентом негативных симптомов, таких как уплощенный аффект, плохое взаимопонимание и алогия. Это указывало на то, что негативные симптомы частично возникают как реакция пациентов, испытывающих отстраненность между собой и другими [8]. Применение принципов MКT может облегчить когнитивную фрагментацию, со временем обучая пациентов тому, что их заблуждения нереальны.

 

Удовлетворение существующих потребностей

 

Пока присутствие МКТ для борьбы с бредом при шизофрении становится общепринятой в психиатрии, существует необходимость индивидуализировать обучение. Благодаря модульному формату МКТ это не составит труда. Он стал открытым источником, который клиницисты могут скачивать и редактировать по потребностям своих пациентов. Уменьшение бреда при шизофрении – это будущее, ориентированное на нужды пациента и толерантное к другим культурам. Поэтому неудивительно, что интерес к этому методу набирает обороты. В Германии и Австралии его рекомендуют для лечения шизофрении, а также было разработано приложение с ежедневными упражнениями для дальнейшего повышения его долговременного эффекта [9].

 

Автор перевода: Сафи А. И.

 

Источники:

 

  1. Moritz S, Vitzthum F, Randjbar S, Veckenstedt R, Woodward TS. Detecting and defusing cognitive traps: metacognitive intervention in schizophrenia. Curr Opin Psychiatry. 2010;23(6):561-569.
  2. Mortiz S. Metacognitive Training (MCT) for Psychosis available in 35 languages. Accessed June 4, 2019.
  3. Lavigne K, Menon M, Woodward TS. Functional brain networks underlying evidence integration and delusions in schizophrenia Schizophr Bull. doi:10.1093/schbul/sbz032
  4. Collett N, Pugh K, Waite F, Freeman D. Negative cognitions about the self in patients with persecutory delusions: An empirical study of self-compassion, self-stigma, schematic beliefs, self-esteem, fear of madness, and suicidal ideation. Psychiatry Res. 2016;239:79-84.
  5. Jacob A, Shukla A, Thonse U. Cultural differences and neural correlates of cognitive insight in schizophrenia. Schizophr Res. 2019;S0920-9964(19)30171-30179.
  6. Moritz S, Lasfar I, Reininger KM, Ohls I. Fostering mutual understanding among muslims and non-muslims through counterstereotypical information: an education versus metacognitive approach. Int J Psychol Relig. 2018;28(2):103-120.
  7. Philipp R, Kriston L, Lanio J. Effectiveness of metacognitive interventions for mental disorders in adults-a systematic review and meta-analysis (METACOG). Clin Psychol Psychother. 2019;26:227-240.
  8. Austin S, Lysaker PH, Jansen JE, et al. Metacognitive capacity and negative symptoms in first episode psychosis: evidence of a prospective relationship over a 3-year follow-up [published online, February 27, 2019]. J Exp Psychopathol. doi:10.1177/2043808718821572
  9. Moritz S, et al. Welcome to the “MCT & More” App. Accessed June 4, 2019.