В 2016 г. Nielson et al. опубликовали ретроспективный анализ, в котором было показано, что анемия и инфекции у матери были связаны с повышенным риском развития шизофрении. Согласно данному исследованию  наличие анемии и инфекций у матери приводило к 2,49-кратному увеличению риска развития шизофрении у новорожденных. Дальнейший анализ не показал доказательств взаимодействия между двумя этими факторами.

 

В исследовании было установлено, что материнская инфекция и анемия могут представлять два независимых фактора риска развития шизофрении. Однако авторы не приняли во внимание один объединяющий фактор, представляющий собой дефицит цинка, который, как известно, часто ассоциируется с анемией, будучи предрасполагающим фактором к инфекциям и нарушениям развития мозга.

 

Цинк представляет собой микроэлемент, который играет центральную роль в клеточном росте, особенно в производстве ферментов, необходимых для синтеза дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Также цинк оказывает значительное влияние на переносчиков железа, регулируя активность таких белков как ZIP14 и гепсидин, которые непосредственно участвуют в модуляции уровня железа. Более того, цинк может выступать в роли индуктора клеточного иммунитета, модулятора провоспалительного ответа и регулятора реакций окислительного стресса. Соответственно, дефицит цинка может предрасполагать людей к бактериальным инфекциям и сепсису.

 

В мозге цинк играет важную роль в синаптической нейротрансмссии и образовании связей между нейронами. Обобщённые данные свидетельствуют о том, что мутации в нескольких генах, кодирующих белки, которые участвуют в транспортировке цинка, вовлечены в патогенез шизофрении. Кроме того, цинк также влияет на гормональную регуляцию клеточного деления и роста путем влияния на гипофизарный гормон роста – инсулиноподобный гормон роста (IGF-1), что может влиять на развитие мозга при дефиците цинка.

 

Дефицит цинка является результатом дисбаланса между употреблением цинка и его использованием. Основная часть диетического потребления цинка поступает из злаков и мяса. Большое количество фитатов (фитиновой кислоты) в пище, которые является основным источником фосфора в овощах и зёрнах, ингибируют поглощение цинка в кишечнике. Соответственно, вегетарианские диеты и здоровые диеты с богатым содержанием клетчатки предрасполагают людей, помимо недоедания, к дефициту цинка. При этом, стоит отметить, что массовое обогащение цинком во всем мире не является обязательным, в то время как микроэлемент, по-видимому, является одним из наиболее дефицитарных питательных веществ.

 

В будущих исследованиях, как заключает автор работы, необходимо контролировать уровень цинка, когда материнская анемия или инфекция рассматриваются в качестве факторов риска развития шизофрении.

 

Подготовил: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Rami B. K. Maternal infection and anemia as prenatal predisposing factors for schizophrenia: The link with zinc deficiency. Schizophr. Res. 2017 Aug 24. pii: S0920-9964(17)30506-6. doi: 10.1016/j.schres.2017.08.030.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.