Статьи

 

В 1990-х годах M. Джонсон, американский аудиолог, впервые описала явление, которое она назвала “Чувствительностью к мягкому звуку или синдромом селективной звуковой чувствительности”, сокращенно синдромом “4S” (Selective Sound Sensitivity Syndrome). M. Джонсон описала синдром, характеризующийся очевидной непереносимостью специфических звуков, уникальных для каждого человека. Она назвала раздражающий звук “триггерным” и подчеркнула, что связанные с ним визуальные или обонятельные стимулы также могут спровоцировать негативную реакцию. В 2001 году авторы М. и П. Ястребовы впервые использовали термин “мизофония” для описания серии негативных реакций, возникающих в результате восприятия определенных звуков, и предположили, что эта реакция была вызвана усилением функциональных связей между слуховой и лимбической системами. Авторы считали, что мизофония не подразумевает повышенной активации слуховой системы. По их мнению, проблема заключается в самой эмоциональной реакции пациентов на звук.

 

В последующие годы появлялись работы, посвященные явлению селективной чувствительности к звукам, и на текущий момент имеются достаточные доказательства для рассмотрения мизофонии как самостоятельного расстройства.

 

О клинических проявлениях мизофонии

 

Мизофония является сложным нейрофизиологическим и поведенческим расстройством мультифакториального происхождения и характеризуется сильными физиологическими, эмоциональными и поведенческими реакциями на слуховые, визуальные и/или кинестетические стимулы различной природы, независимо от их физических характеристик. Некоторые авторы описывают мизофонию как форму звуковой непереносимости, при которой присутствует гиперреактивность и избирательное отвращение к специфическому типу звука. По предварительным оценкам распространенность мизофонии среди населения близка к 20%, при этом около 6% из этого числа демонстрируют значительные функциональные нарушения. Другими словами, примерно у 1/5 населения могут быть мизофонические симптомы, но только состояние 6% людей будет соответствовать предложенным диагностическим критериям.

 

Стимулы, вызывающие реакцию отвращения, характеризуются одинаковым паттерном, независимо от их интенсивности, частоты, резкости или уровня децибел. Эмпирические исследования показали, что мизофония не ограничивается отвращением к громким, резким или хриплым звукам, так как даже тихие звуки могут вызвать мизофоническую реакцию (например, чавкающие звуки). Наиболее частыми раздражителями, вызывающими мизофонические симптомы, являются звуки, издаваемые во время еды (например, жевание, хруст пищи, прихлебывание), носовые звуки (например, дыхание, фырканье, чихание) и звуки, издаваемые горлом (например, покашливание). Также среди раздражителей распространены звуки, связанные с машинами, клавиатурой компьютера, тиканьем часов, кофеваркой, степлером или феном. Мизофонические триггеры индивидуальны у разных людей, поэтому считается, что они обусловлены индивидуальными особенностями пациента, а также обучением и контекстом. Это указывает на то, что слуховой стимул не вызывает неблагоприятной реакции просто из-за своих звуковых свойств, а скорее находится под значительным влиянием того, кто или что его вызывает. 

 

Недавние исследования показали, что запускающий стимул может иметь различные сенсорные модальности, не ограничиваясь только звуком. То есть визуальные или кинестетические стимулы, связанные с тригеррным слуховым стимулом, также могут вызывать реакцию отвращения. Например, человек, чьим мизофоническим звуком является звук чьего-то жевания, может обобщить отвращающее поведение на визуальные стимулы, связанные с изображением конкретной пищи, например, жареного. Кроме того, представление мизофонического звука может вызвать симптомы, очень похожие на те, которые возникают при прослушивании реального звука. Следовательно, наилучшими терминоми для обозначения стимулов, которые вызывают реакцию отвращения, являются “запускающий стимул” или “мизофонический стимул”, поскольку понятие “мизофонического звука” относится только к слуховой сенсорной модальности. 

 

В ответ на воздействие запускающего стимула индивид испытывает серию физических и эмоциональных реакций, именуемых “мизофоническими реакциями”, которые в силу высокой интенсивности могут влиять на его функционирование и благополучие. Интенсивность мизофонических реакций варьируется в зависимости от источника стимула, будучи более интенсивной, когда звук издается членами семьи или знакомыми. 

 

Физическими реакциями являются сокращение мышц и увеличение частоты сердечных сокращений, потливость ладоней, чувство давления в груди, руках, голове или по всему телу, повышение температуры тела, физическая боль или одышка. С другой стороны, эмоциональная мизофоническая реакция в большинстве случаев может проявляться гневом, но также может присутствовать тревога, отвращение, чувство подавленности, избегающее поведение и/или бегство. В одном исследовании сообщалось, что раздражение было наиболее распространенной мизофонической реакцией, которая встречалась в 59,9% случаев. Кроме того, 28,6% пациентов сообщили о вербальной агрессии, а 16,7% участников признались в физической агрессии по отношению к источникам стимула. Избегающее поведение встречается часто, и пусть оно и обеспечивает индивиду кратковременный комфорт, но ухудшает дальнейшее течение. Споры с источниками мизофонического звука, вербальная или физическая агрессия являются примерами дезадаптивного поведения, способного повлечь за собой социальное неодобрение или жестокое обращение, а кроме трудностей в межличностном функционировании мешает выполнению рабочих или академических задач. В одном исследовании описывалась потребность пациента “стать глухим”, чтобы перестать страдать от мизофонических звуков. 

 

Человек, страдающий мизофонией, признает, что его реакции нежелательны, неконтролируемы, иногда чрезмерны и неприемлемы, но он все равно чувствует себя оскорбленным теми, кто испускает мизофонический стимул несмотря на то, что сам также может являться источником мизофонического звука. В одном исследовании мизофонии указывается, что большинство пациентов не испытывают симптомов и аверсивных реакций, когда сами издают запускающий звук (например, при жевании). 

 

Этиология мизофонии

 

Гипотеза наличия генетической предрасположенности мизофонии опирается на свидетельства о случаях семейной истории мизофонии, а также на более высокую распространенность звуковой непереносимости среди людей с синдром Вильямса или расстройствами аутистического спектра. Кроме того, согласно некоторым данным, ранее выделяемое в психиатрических классификациях обсессивно-компульсивное расстройство личности ассоциировано с риском мизофонии, а также имеет определённую генетическую предрасположенность, что позволяет предположить наличие некоторой генетической почвы и к расстройству, связанному с повышенной избирательной звуковой чувствительностью. 

 

При использовании функциональной магнитно-резонансной томографии для локализации функциональных нейроанатомических коррелятов мизофонии, у индивидуумов с мизофонией обнаружена повышенная нейронную активность в зрительной коре, височной коре, миндалине и переднем островке. Также было обнаружено, что у людей с мизофонией наблюдается повышенная функциональная связь между слуховой корой и орофациальными моторными областями. 

 

Существует также гипотеза обусловливания, в рамках которой считается, что процесс обусловливания, в ходе которого индивид учится непропорционально реагировать на адекватный стимул, может частично объяснить эмоциональные и поведенческие симптомы мизофонии.

 

Читать полный материал на сайте Гедеон Рихтер

 

Перевод: Касьянова А. А.

 

Редактор: Касьянов Е. Д.

 

Источники

 

  1. Ferrer-Torres A, Giménez-Llort L. Misophonia: A Systematic Review of Current and Future Trends in This Emerging Clinical Field. Int J Environ Res Public Health. 2022 Jun 1;19(11):6790. doi: 10.3390/ijerph19116790. PMID: 35682372; PMCID: PMC9180704.
  2. Neacsiu AD, Szymkiewicz V, Galla JT, Li B, Kulkarni Y, Spector CW. The neurobiology of misophonia and implications for novel, neuroscience-driven interventions. Front Neurosci. 2022 Jul 25;16:893903. doi: 10.3389/fnins.2022.893903. PMID: 35958984; PMCID: PMC9359080.
  3. Mednicoff SD, Barashy S, Gonzales D, Benning SD, Snyder JS, Hannon EE. Auditory affective processing, musicality, and the development of misophonic reactions. Front Neurosci. 2022 Sep 23;16:924806. doi: 10.3389/fnins.2022.924806. PMID: 36213735; PMCID: PMC9537735.