Статьи

 

Проспективная память (ПроП) — память на намерения и на запланированные в будущем действия. Представляет собой способность реализовывать отложенное намерение при выполнении определенных условий, и играет огромную роль в повседневной, общественной и профессиональной деятельности человека. Нарушения проспективной памяти могут иметь самые различные последствия, например, ухудшение эффективности домашней медикаментозной терапии из-за того, что пациент забывает принимать свои лекарства, или принимает их не вовремя.

 

Широко распространена четырехуровневая модель проспективной памяти, выделяющая следующие фазы ее работы:

 

  1. Формирование намерения – возникновение намерения к выполнению действия и создания соответствующего ему плана.
  2. Удержание намерения – удержание намерения и плана его выполнения в хранилище ретроспективной памяти.
  3. Инициация и восстановление намерения – в ответ на определенный стимул происходит активация ранее сформированного намерения и восстановление ассоциированного с ним плана действия из хранилища ретроспективной памяти.
  4. Реализация намерения – фактическое выполнение задуманного действия.

 

В зависимости от типа стимула, ПроП можно классифицировать как:

 

  • связанную со временем (прибыть на встречу в назначенное время);
  • связанную с событием (купить хлеб, проходя мимо булочной);
  • связанную с действием (выключить газ после приготовления пищи).

 

Среди всех трех типов, выполнение задач проспективной памяти, связанной с действием, является относительно простым, так как стимулом к их выполнению является завершение текущего действия. Выполнение таких задач не требует прерывания текущего действия, и потребляет меньше когнитивных ресурсов для восстановления намерений. Для выполнения же задач ПроП связанной со временем и с событием, напротив, требуется прерывание выполнения текущей задачи.

 

Стимулы связанной с событием ПроП довольно заметны и эффективнее вызывают восстановление связанных с этим стимулом намерений. В то же время, стимулы связанной со временем ПроП, представляют собой сигналы, для обнаружения и восприятия которых требуется дополнительный мониторинг.

 

Проспективная память с точки зрения механизмов ее обработки и зависимости от других когнитивных функций является сложной когнитивной функцией. Восстановление намерения ПроП может опираться как на автоматические, так и на управляемые процессы, в зависимости от типа ПроП, типа связи между стимулом и ответом и требования текущей задачи.

 

Важно, что временные стимулы менее заметны, чем остальные стимулы и потому выполнение задач связанной со временем ПроП больше зависит от управляемых процессов. Управляемые процессы включают в себя мониторинг (наблюдение), в котором задействованы исполнительные (регуляторные) функции. Исполнительные функции – общий термин для когнитивных процессов (рабочая память, внимание, когнитивная гибкость и др.), которые регулируют, контролируют и управляют другими когнитивными процессами. В модели А. Мияке и Н. Фридмана выделяют три ключевых аспекта исполнительных функций:

 

  • торможение (способность подавлять обработку или выражение информации, которая мешает выполнению текущей задачи);
  • обновление (способность удерживать информацию в рабочей памяти, быстро обновляя ее при необходимости);
  • переключение (способность гибко настраиваться на изменения в окружающем мире).

 

Работа связанной с событием и связанной со временем проспективной памяти опирается на торможение. Переключение же больше задействовано в связанной со временем ПроП. Каких-либо конкретных данных про участие обновления в работе ПроП не было обнаружено.

Кроме того, ретроспективная память также играет важную роль в удержании деталей задач ПроП.

 

Анатомические структуры, отвечающие за функцию ПроП:

 

  • правая дорсолатеральная префронтальная кора, задействована в процессах планирования и создания намерений;
  • передняя префронтальная кора учувствует в восстановлении намерений;
  • левая передняя и задняя поясная кора – отвечает за процессы сохранения намерений.
  • таламус принимает участие в распознавании стимулов ПроП, вызывает связанные с ним намерения и действия, которые связанные с этим намерением.

 

Нарушение проспективной памяти у пациентов с ОКР

Дефицит ПроП был обнаружен при множестве заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, шизофрения, СДВГ и аутизм. Однако изучение ПроП у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством проводилось лишь в небольшом количестве исследований. Это объясняется тем, что у данных пациентов не ожидается проблем с ПроП из-за их высокой тревожности и навязчивого поведения. Однако, нарушение когнитивных функций, обеспечивающих работу ПроП (ретроспективная память, исполнительные функции), указывает на возможность наличия дефицита ПроП у данных пациентов.

 

Есть свидетельства, что в развитии ОКР задействованы те структуры головного мозга, которые также отвечают за реализацию функции ПроП. Например, патологию во фронтостриарных путях считают важным этиологическим фактором развития ОКР.

 

Среди аспектов исполнительных функций, у пациентов с ОКР наблюдается частичное нарушение торможения и переключения. Также же выяснилось, что исполнительными функциями, нарушенными у пациентов с ОКР являются планирование, ментальная гибкость и тормозной контроль. В частности, нарушение переключения и торможения рассматриваются как ключевые дефициты при ОКР, связанные с дисфункцией латеральной орбитофронтальной коры.

 

На данное время только в небольшом количестве исследований проводилось изучение природы нарушений проспективной памяти при ОКР. Одно из таких исследований (Yang et al., 2015) показало, что пациенты с ОКР испытывают трудности в выполнении задач связанной со временем ПроП, но не связанной с действием ПроП, и им требуется больше времени для возникновения ответа на стимулы связанной с событием ПроП. Это согласуется с результатами предыдущих исследований, что нарушение связанной со временем ПроП является наиболее выраженным среди всех типов ПроП.

 

В другом исследовании (Bhat et al., 2017) проводилось сравнение производительности ПроП среди трех групп участников: пациентов с ОКР, пациентов с шизофренией и контрольной группой.

 

Обе клинические группы имели сравнительно одинаковую производительность связанной со временем и связанной с событием ПроП. Однако среди пациентов с шизофренией нарушения связанной со временем ПроП были более выражены. Поскольку связанная со временем ПроП включает самоинициацию действия и восстановление намерения, она сильно зависит от когнитивных процессов, опосредованных функцией лобных долей. Кроме того, мониторинг времени (ключевая функция для связанной со временем ПроП), также зависит от состояния префронтальных зон головного мозга и фронтостриарных путей. Несмотря на то, что и при ОКР и при шизофрении обнаруживаются патологии в указанных зонах, структурные повреждения более выражены при шизофрении, что может объяснить худшее выполнение задач связанной со временем ПроП.

 

Предположительно, нарушения ПроП при шизофрении вызваны в основном дефицитом обнаружения и распознавания стимула. В то же время при ОКР кроме дефицита обнаружения и распознавания стимула, так же имеется дефицит аспектов памяти, обеспечивающих восстановления намерения.

 

Заключение

 

Несмотря на полученные данные, исследование проспективной памяти у больных с ОКР встречает множество проблем, например, малый объем выборки. Более того, в большинстве из этих исследований принимали участие пациенты с субклиническими симптомами ОКР, тем самым ограничивая обобщаемость полученных данных к лицам с клиническими симптомами ОКР.

Однако, понимание природы нарушений проспективной памяти может улучшить реабилитацию больных ОКР и шизофренией путем облегчения восприятия стимулов проспективной памяти: увеличение частоты возникновения сигналов и представление их более явными способами, а также снижения количества повседневных задач, ведущих к когнитивному истощению. В результате способствуя улучшению качества жизни, профессиональной и социальной пригодности, а также эффективности медикаментозной терапии.

 

Подготовил: Долгов В.В.

 

Источники:

 

  1. Bhat, Naseer Ahmad et al. Prospective memory in obsessive compulsive disorder. // Psychiatry Research, Volume 261, P. 124 – 131, 2017 Dec 15, doi: 1016/j.psychres.2017.12.032
  2. Yang, Tian-xiao et al. The nature of prospective memory deficit in patients with obsessive–compulsive disorder. // Psychiatry Research, Volume 230, Issue 2, P. 479 – 486, 2015 Sep 25, doi: 1016/j.psychres.2015.09.041
  3. Виленская Г.А, Исполнительные функции: природа и развитие. // Психологический журнал. – 2016. – №4. – С. 21-31.