У пациентов с нервной анорексией в ответ на стимулы отвлечения пищей активируются когнитивные механизмы высокого порядка, способствующие избеганию пищи в условиях гомеостатического голода (независимо от мозговой фазы потребления).
Авторы простого слепого исследования хотели оценить влияние краткосрочной гомеостатической сигнализации, включая сытость или голод, на нервную регуляцию, индуцированную тягой к пище при нервной анорексии. Важной составляющей дизайна исследования было устранение факторов, связанных с мозговой фазой потребления пищи, таких как вид, запах и вкус пищи, а также осознание калорийности потребления.
В исследование были включены 25 женщин с нервной анорексией и 25 женщин с нормальным весом. Все участники прошли два этапа, в ходе которых проводилась внутрижелудочная инфузия глюкозы (для гомеостатического насыщения) или воды (для гомеостатического голода). После инфузии проводилась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), с помощью которой оценивалось влияние кишечной глюкозы на нейронные процессы во время простого просмотра или отвлечения пищевыми стимулами (изображения высококалорийной пищи, вызывающей аппетит).
До и после каждого сеанса фМРТ участники сообщали о голоде, используя визуальную аналоговую шкалу (0-100) выраженности нарушений пищевого поведения, о беспокойстве по поводу веса, используя опросник для диагностики расстройств пищевого поведения, а также о силе депрессивных симптомов. Данные были проанализированы для сравнения различий в насыщенности до и после введения глюкозы/воды.
В обеих группах самоотчетные показатели голода существенно не различались ни до, ни после инфузии воды или глюкозы. Различия в нейронной обработке между группой с нервной анорексией и контрольной группой были существенными во время дистракции, но не во время простого просмотра. У пациентов с нервной анорексией фМРТ после инфузии воды выявила более сильную активацию в областях когнитивного контроля высокого порядка (левое предклинье, левая нижняя теменная долька, веретенообразная извилина) в ответ на дистракционные стимулы. ФМРТ после инфузии глюкозы показала снижение активации в лобно-поясных областях головного мозга (задняя поясная извилина, вентральные префронтальные области, передняя поясная кора) в ответ на пищевую дистракцию.
Ограничения исследования включали использование глюкозы для формирования состояния гомеостатической сытости вместо питательной пищи, которая может производить другой насыщающий эффект.
Таким образом, среди пациентов с нервной анорексией специфические для этого расстройства реакции были обусловлены гомеостатическим состояниям, а не только мозговой фазой пищеварения или осознанием потребления калорий. При нервной анорексии чрезмерный когнитивный контроль высокого порядка, наблюдаемый во время физиологического голода, был связан с отвлечением пищевыми стимулами, в то время как снижение внутренне направленного внимания было связано с физиологическим насыщением. Исследователи предположили, что психопатология нервной анорексии может ослаблять тягу к пище во время воздействия пищевых стимулов.
Перевод: Волкова А.А.
Источник: Stopyra MA, Friederich H-C, Mönning E, et al. The influence of homeostatic mechanisms on neural regulation of food craving in anorexia nervosa [published online January 14, 2020]. Psychol Med. doi:10.1017/S0033291719003970