Новости

 

Психические расстройства являются одними из самых часто  встречающихся болезней у детей и подростков. Депрессия занимает третье место среди причин потери лет жизни, скорректированных по нетрудоспособности (disability-adjusted life-years) среди подростков, а тревога занимает пятое место среди потери лет жизни, скорректированных по нетрудоспособности, среди девочек. Половина всех психических расстройств начинается до четырнадцатилетнего возраста, а три четверти – к 25 годам. При этом частота депрессии и тревоги среди детей и подростков постоянно растёт. 

 

Вопрос о назначении детям и подросткам психофармакотерапии до сих пор остаётся дискуссионным. Исследования утверждают, что при адекватном лечении улучшений можно достичь менее, чем при 30% нозологий. 

 

В настоящее время наука о психических расстройствах направлена на изучение средств профилактики. В связи с этим приходит понимание огромной роли школ в этом процессе. Некоторые систематические  обзоры заявляют об умеренной эффективности профилактики депрессии и тревоги в короткой временной перспективе. Однако, их результаты статистически гетерогенны, либо по составу респондентов,либо по использованным методам лечения. 

 

В декабре 2019 года в журнале The Lancet Psychiatry было опубликован систематический обзор и сетевой мета-анализ (Deborah M Caldwell и соавторы) эффективности психотерапевтических интервенций, проводимых в условиях образовательных учреждений, как средств профилактики тревоги и депрессии у детей и подростков. Авторы изучили такие библиотеки научных статей, как MEDLINE, Embase, PsycINFO, Cochrane Central Register of Controlled Trials, и отобрали рандомизированные и псевдо-рандомизированные исследования, проведённые до апреля 2018 года. В качестве респондентов в них были дети от 4 до 18 лет, посещающие образовательные учреждения. Условиями включения исследований в мета-анализ были: наличие психологических, психосоциальных, образовательных и физиологических интервенций в условиях школы как в индивидуальном, так и групповом форматах; направленность этих интервенций на симптомы тревоги и депрессии. В анализ не брались исследования, в которых у более 40% респондентов было диагностировано психическое расстройство, а также те, в которых изучались методы, направленные на преодоление стресса, буллинга и злоупотребление психоактивными веществами. 

 

В итоге в исследование было включено 137 статей, опубликованных с 1982 по 2018 годы. Количество респондентов составило 56620 человек. В каждом исследовании участвовало от 13 до 5633 респондентов. 39 исследований были проведены среди детей из начальных классов, 85 –  среди учеников средней школы, 8 – среди студентов ВУЗов, а 5 включали респондентов разных возрастов. 41 исследование было направлено на профилактику тревоги, 62 – депрессии, 34 – тревоги и депрессии. 

 

Большинство исследований (103) изучали эффективность когнитивной-бихевиоральной терапии (КБТ). В остальных же применялись методики релаксации, осознанности (mindfulness), биологической обратной связи, интерперсональная терапия и поведенческие техники. В 49% исследований психотерапевтическое воздействие проводили специалисты в области психического здоровья. В 5% лечение проводилось группой различных специалистов. В 20% помощь оказывали учителя, в 4% – школьные советники. В 15% психотерапия проводилась как учителями, так и психологами. В некоторых исследованиях не было контрольных групп респондентов. Количество сессий составило от 2 до 48 (от 60 до 3240 минут).  В 20 исследованиях (15%) риск отклонения был низким. 

 

В итоге авторы обнаружили, что методы КБТ недостаточно эффективны в отношении тревоги у детей из начальной и средней школ. Значительная редукция симптомов тревоги достигалась у детей из средней школы при использовании техник релаксации и осознанности во время занятий (стандартизированная разность, SMD, составила 0,65). 

 

Ни одна из исследуемых техник не показала достаточной эффективности для профилактики и снижения симптомов депрессии у детей из начальной и средней школ. Однако, небольшие исследования обнаружили их эффективность у учеников средней школы. 

 

Таким образом, убедительных данных о профилактике тревоги и депрессии в условиях школы авторы не получили. Обнаруженная эффективность в предыдущих мета-анализах, возможно, была связана с тем, что их авторы объединяли респондентов из младшей и средней школы, а также не использовали контрольные группы. 

 

Однако, новый мета-анализ имел несколько ограничений. Во-первых, в качестве контроля состояния респондентов использовались самоопросники. Это увеличило вероятность отклонения. Во-вторых, в большинстве исследований период наблюдения был коротким. Только в 18 исследований наблюдение длилось больше года. В-третьих, лишь в небольшом числе работ было подробно описано разделение респондентов по группам (с психотерапевтическими интервенциями и контроль), чтобы было возможным проследить достоверность статьи. 

 

Изначально авторы сфокусировали внимание на психотерапии, в задачи которой входило предотвратить расстройства настроения. Затем они исследовали возможности информирования и психообразования об этих расстройствах. Была обнаружена слабая корреляция между ощущением благополучия и отсутствием психических заболеваний у детей. Некоторые психотерапевтические программы были направлены как на просвещение, так и на профилактику тревоги и депрессии. Такие исследования были исключены из анализа. Однако, зачастую было сложно определить точную направленность терапии. Это тоже стало одним из ограничений нового мета-анализа. 

 

Также на достоверность исследования  мог повлиять и тот факт, что авторы не включали в него работы, изучавшие буллинг и злоупотребление психоактивными веществами, хотя эти состояния могут оказывать влияние на развитие тревоги и депрессии в будущем. 

 

Таким образом, не смотря на то, что психологические занятий в условиях школы положительно влияют как на физическое, так и на психическое самочувствие, возможность с их помощью оказывать профилактику тревожных и депрессивных расстройств остаётся сомнительной. Фокус будущих исследований необходимо будет направить не только на изолированное изучение эмоций, настроения, но и проследить их в контексте семейных отношений, воспитания, школьного общения. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Deborah M. Caldwell, Sarah R. Davies, Sara E. Hetrick, Jennifer C. Palmer, Paola Caro, José A. López-López, David Gunnell, Judi Kidger, James Thomas, Clare French, Emily Stockings, Rona Campbell, Nicky J. Welton. School-based interventions to prevent anxiety and depression in children and young people: a systematic review and network meta-analysis. Lancet Psychiatry.