Пациенты с тяжелыми психическими заболеваниями, такими как шизофрения, могут выкуривать в 3 раза больше сигарет по сравнению с остальным населением. Фактически, до 60% пациентов с шизофренией ─ курильщики. Хотя курение является контролируемым фактором риска, пациенты с серьезными психическими заболеваниями, как правило, не обращаются за помощью в службы отказа от курения. Являются ли люди с шизофренией генетически предрасположенными к курению? Является ли привычка курить формой самолечения? И, наконец, как специалисты в области психического здоровья могут побудить пациентов с шизофренией бросить курить?

 

Краткие факты: курение и шизофрения

 

Курение и шизофрения тесно связаны. В целом, по сравнению с людьми, страдающими другими психическими заболеваниями, пациенты с шизофренией [1]:

 

  • начинают курить в более раннем возрасте;
  • выкуривают больше сигарет в день;
  • курят более интенсивно, получая больше никотина в сигарете;
  • более зависимы от никотина;
  • реже получают помощь по борьбе с курением;
  • более склонны к развитию заболеваний, связанных с курением.

 

Заболеваемость раком легких среди пациентов с шизофренией в 4 раза выше по сравнению с остальным населением в Соединенных Штатах. Кроме того, курильщики с шизофренией более склонны к регулярному употреблению алкоголя, реже следят за количеством потребляемой соли и насыщенных жиров, реже придерживаются диеты с высоким содержанием клетчатки или низким содержанием калорий, а также  регулярных физических упражнений по сравнению с некурящими людьми, страдающими шизофренией.

 

Курение, генетика и шизофрения

 

Существуют доказательства генетической связи между курением и шизофренией. Фактически, наследуемость курения при шизофрении, по оценкам, достигает 65% по сравнению с 20% среди населения в целом. Исследования показали, что воздействие никотина на плод во время беременности, увеличивает шансы развития шизофрении у потомства. В частности, высокий уровень котинина в сыворотке матери связан с повышенным риском развития шизофрении в будущем. Это означает, что активное курение может влиять на развитие мозга плода, делая его более уязвимым для психических расстройств [2].

 

Интенсивность курения может играть важную роль в определении некоторых аспектов шизофрении. По данным проспективного исследования, подростки, которые курили более 10 сигарет в день, имели более высокий риск развития психоза по сравнению с некурящими. Помимо этого, у тех, кто начал курить раньше 13 лет, выше риск развития психоза в будущем по сравнению с теми, кто начал курить ежедневно после 14 лет.

 

Причина, по которой пациенты с шизофренией курят так активно и часто по сравнению с некурящими пациентами, может быть основана на общем наборе генов у никотиновой зависимости и шизофрении. В недавно проведенном исследовании ученые стремились определить гены и их соответствующие маршруты, связанные как с курением, так и с шизофренией. Они сравнили гены, которые были связаны с этими заболеваниями, и обнаружили 52 общих гена. Результаты позволяют предположить, что никотиновая зависимость и шизофрения имеют некоторую генетическую предрасположенность, но в этой области необходимы дополнительные исследования.

 

Является ли курение формой самолечения?

 

Долгое время считалось, что пациенты с шизофренией курят больше сигарет, чем основная часть населения, чтобы “заниматься самолечением” и уменьшить нарушения в скорости когнитивной обработки информации, внимании/бдительности, оперативной памяти, вербального и визуального обучения, рассуждения, решения проблем и социального познания. В ряде клинических исследований изучались последствия потребления никотина на когнитивные функции у пациентов с шизофренией, но степень никотиновой зависимости, состояние никотинового насыщения и никотиновой отмены, а также способы приема значительно различались между ними [2].

 

Есть доказательства того, что никотин может резко улучшить внимание/бдительность, но долгосрочные преимущества этого неясны. В недавнем исследовании ученые использовали данные функциональной магнитно-резонансной томографии для изучения различий между курильщиками с шизофренией и «здоровыми» курильщиками. Эти исследования обнаружили:

 

  • Курение нормализует дисфункцию правого полосатого тела и префронтальной коры у пациентов с шизофренией.
  • Курение вызывает выброс дофамина в кортикальных областях, особенно в поясной и префронтальной коре, а также в миндалине.
  • Заядлое курение (более 25 сигарет) в день имело отношение к чрезмерной потери объема серого мозга в течение 5 лет у пациентов с шизофренией.
  • У курильщиков с шизофренией было зафиксировано больше активности в вентромедиальной префронтальной коре с обеих сторон при показе провокационных изображений курения по сравнению с курильщиками без шизофрении.

 

Два исследования, проведенные среди большого числа европейских и китайских пациентов с шизофренией и здоровой контрольной группы, показали, что курение связано со значительными когнитивными нарушениями в обеих группах. Кроме того, сообщалось, что курение увеличило риск смерти по естественным причинам у пациентов с шизофренией и биполярным расстройством более чем в 2 раза.

 

Ученые утверждают, что высокая распространенность курения и снижение темпов отказа от него среди пациентов с шизофренией могут быть связаны с потенциально более приятными эффектами от употребления сигарет у этой группы населения в сочетании с безразличием к опасным последствиям.

 

Поддержка и оказание услуг по прекращению курения

 

«В указаниях подчеркивается, что психиатрические службы должны стать полностью свободными от курения и всем людям, которые обращаются за услугами службы охраны психического здоровья, должен быть предоставлен полный доступ к мероприятиям по прекращению курения», ─ сказал Саймон Гилбоди, доктор философских наук, профессор кафедры наук о здоровье в Йоркском университете (Йорк, Великобритания) [1].

 

Имеющиеся данные говорят о том, что пациенты с шизофренией могут бросить курить и что поведенческие и фармацевтические вмешательства могут помочь. Ученые, участвующие в недавнем исследовании SCIMITAR +, разработали программу отказа от курения специально для людей с тяжелыми психическими расстройствами. Участники исследования были разделены на две группы: те, кто получал обычную терапию, и те, кто входил в индивидуальную программу по прекращению курения.

 

В группе с обычной терапией люди с тяжелыми психическими заболеваниями могли получить услуги по прекращению курения, которые проводились врачами первичного звена или другими местными службами. Они также могли позвонить по бесплатному телефону горячей линии за советом. Этой группе было рекомендовано бросить курить, обратиться к врачам первичного звена и в службы по прекращению курения.

 

Участникам, вошедшим в группу с индивидуальным уходом, была предложена структурированная программа, представленная квалифицированными специалистами в области психического здоровья/отказа от курения. Они могли запросить до 12 (30-минутных) очных консультаций дома или в клинике. Чтобы лучше обслуживать людей с тяжелыми психическими заболеваниями, программа включала несколько изменений, в том числе:

 

  • Проведение нескольких осмотров перед определением даты прекращения курения;
  • Обучение пациентов ряду доступных фармакологических средств для отказа от курения, таких как замена никотина и варениклин;
  • Предложение о замене никотина перед установкой даты прекращения курения;
  • Признание роли курения в контексте психического заболевания человека;
  • Предоставление визитов на дом;
  • Предоставление дополнительной личной поддержки после неудачной попытки бросить курить или рецидива;
  • А также передача информации врачам первичной медицинской помощи и психиатрам об успешных попытках бросить курить для оперативной коррекции лекарственного лечения.

 

Количество пациентов, бросивших курить до 6-месячной отметки, на индивидуальной поддержке было в 2 раза выше, чем тех, кто получал обычную помощь: успешно бросившим курить считался человек с уровнем оксида углерода ниже 10-миллионной доли и который сообщил, что не курил на прошлой неделе. Кроме того, лица, участвующие в индивидуальной программе, с большей вероятностью, занимались собственным лечением и соблюдали фармакотерапию. В ходе исследования было также отмечено кратковременное улучшение физического здоровья, о котором сообщали сами участники, и, что, возможно, более важно, отсутствие ухудшения психического здоровья.

 

Хотя результаты SCIMITAR+ обнадеживают, А. Эден Эвинс, доктор медицинских наук и магистр наук общественного здоровья из Центра Наркологии и Клинических и Исследовательских программ по шизофрении психиатрического отделения общеклинической больницы штата Массачусетс и Гарвардской Медицинской школы, (Бостон, Массачусетс), подчеркивает, что в дополнение к консультациям эффективная фармакотерапия имеет решающее значение для обеспечения прекращения курения для пациентов с шизофренией [3].

 

Существуют доказательства того, что варениклин эффективен для курильщиков с шизофренией или биполярным расстройством, а бупропион, используемый с никотинзаместительной терапией или без нее, показал обнадеживающий эффект у пациентов с шизофренией. В других исследованиях антипсихотики второго поколения (клозапин и арипипразол) обуславливали более низкий показатель курения табака. В доклинических исследованиях клозапин и галоперидол подавляли никотиновую зависимость у крыс.

 

«Пока не известно, как будет протекать зависимость у курильщиков с серьезными психическими заболеваниями, если попытки снижения или отказа от курения были последовательно построены на основе фармакологической поддержки, самой эффективной фармакотерапии, предлагаемой всем регулярным курильщикам, ─ сказала доктор Эвинс. ─ Мы прогнозируем, что это приведет к большему успеху в отказе от курения и существенно сократит разрыв между заболеваемостью и смертностью среди этого населения».

 

Ученые рекомендуют, чтобы врачи спрашивали каждого пациента с тяжелым психическим заболеванием о его готовности бросить курить и направляли потенциальных участников в наиболее подходящие службы по отказу от курения в обществе.

 

«Результаты исследования SCIMITAR + будут полезны для информирования в клинической практике, поскольку мы показали, что прекращение курения может быть достигнуто для людей, которые пользуются психиатрическими услугами, так же, как и для всего населения курильщиков», ─ сказал Гилбоди.

 

«Лечение лиц, желающих бросить курить, должно быть первоочередной задачей в тех ситуациях, в которых оказывается помощь пациентам с шизофренией, ─ сказала Марина Сагуд, доктор медицинских наук, из Медицинского факультета Загребского университета (Загреб, Хорватия). ─ Теоретически, положительные эффекты никотина на работу мозга могут быть получены с помощью веществ, имитирующих эти эффекты, что является важной областью для будущих исследований».

 


Поддержите нас подпиской на Patreon 

 

Автор перевода: Сафи А.И.

 

Источники:

 

1. Gilbody S, Peckham E, Bailey D, et al. Smoking cessation for people with severe mental illness (SCIMITAR+): a pragmatic randomised controlled trial. Lancet Psychiatry. 2019; 6(5):379-390.

2. Šagud M, Vuksan-Ćusa B, Jakšić N, Mihaljević-Peleš A, Rojnić Kuzman M, Pivac N. Smoking in schizophrenia: an updated review. Psychiatr Danub. 2018; 30(suppl 4):216-223.

3. Evins AE, Cather C, Daumit GL. Smoking cessation in people with serious mental illness [published online April 10, 2019]. Lancet Psychiatry. doi: 10.1016/S2215-0366(19)30139-7