Известно, что опыт жестокого обращения в детском возрасте является фактором риска развития тяжелых форм биполярного аффективного расстройства (БАР). Так, один из недавних мета-анализов показал, что опыт насилия в семье встречается у лиц с БАР в 2,63 раза чаще, чем у лиц из контрольной группы, при этом наибольшую предсказательную силу имеет эмоциональное насилие. Для лиц, испытавших насилие в детстве, также характерно раннее начало заболевания и его быстроциклическое течение, более высокая частота эпизодов и повышенный риск попыток самоубийства.

 

Одним из активно развивающихся направлений в исследованиях факторов риска психических расстройств является оценка полигенных рисков (т.е. общей генетической уязвимости), и, в частности, взаимодействие полигенных рисков с опытом насилия в детстве. Так, известно, что генетическая уязвимость к БАР в совокупности с опытом насилия в детстве значимо связаны с риском попытки самоубийства у родственников лиц с БАР и у здоровой популяции. Существуют также предварительные данные о том, что генетическая уязвимость и опыт насилия могут независимо друг от друга влиять на риск развития депрессии. В свою очередь, у лиц с первичным психотическим эпизодом не наблюдается связи полигенного риска шизофрении и насилия в детстве.

 

Несмотря на полигенный характер БАР, на данный момент большинство генетических исследований в этой области сосредоточены на поиске конкретных генов-кандидатов, однако есть и исключения. Так, M. Aas с соавт. исследовали связь насилия в детстве и генетической уязвимости к БАР, а также влияние этой связи на течение заболевания. В исследовании приняли участие 402 человека с БАР. Для каждого из них была проведена оценка полигенного риска, тяжесть заболевания оценивалась при помощи структурированных интервью, а наличие и степень жестокого обращения в детстве – при помощи Опросника Детской Травмы (CTQ). 

 

Результаты исследования показали, что взаимодействие полигенного риска и жестокого обращения повышает вероятность быстроциклического течения заболевания, однако не самым ожидаемым образом: лица с быстроциклическим БАР имеют высокие показатели детской травмы, но низкие показатели полигенного риска. Эти результаты позволяют предположить, что, во-первых, быстроциклическое БАР в меньшей степени связано с генетическими факторами, нежели с опытом насилия в детстве. Во-вторых, из полученных данных следует, что при наличии травмы велик риск развития БАР даже при невысокой генетической уязвимости, что подчеркивает важность данного фактора в генезе заболевания.

 

Заметка редактора: Современные PRS-системы объясняют лишь небольшую долю фенотипической дисперсии БАР. Другими словами, если PRS-система не показала высокий генетический риск, это не значит, что его нет. Хотя такие исследования, конечно же, имеют место быть.

 

 Автор перевода: Сыроквашина А. Д.

 

Источник: Childhood maltreatment and polygenic risk in bipolar disorders