Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)
Антипсихотические препараты и риск СДВГ и аутизма у потомства
Дети, чьи матери принимали антипсихотики во время беременности, по-видимому, не подвержены повышенному риску синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), расстройств аутистического спектра (РАС) или низкого веса при рождении, сообщает исследование, опубликованное в JAMA Internal Medicine. Хотя был небольшой повышенный риск преждевременных родов у детей, подвергшихся пренатальному лечению антипсихотиками, дополнительный анализ показал, что это может быть связано с психическим расстройством матери, а не с лекарством.
Более низкие дозы антипсихотиков могут предотвратить рецидив шизофрении
Метаанализ объединил данные 26 плацебо-контролируемых исследований, в которых оценивали предотвращение рецидивов при приеме антипсихотических препаратов. В целом эффективность антипсихотических средств резко возрастала при более низких дозах, но затем начала выходить на плато. У 67% пациентов, принимавших плацебо, случился рецидив, по сравнению с 42% пациентов, принимавших эквиваленты рисперидона 2,5 мг в день, 29% пациентов – 5 мг в день, 25% – 7,5 мг и 22% – 10 мг в день. Между тем, риск побочных эффектов линейно возрастал с дозой. Например, процент выбывания из-за побочных эффектов составлял 4% при приеме плацебо, 4,7% при приеме 2,5 мг эквивалента рисперидона в сутки, 5,5% при приеме 5 мг в сутки, 6,5% при приеме 7,5 мг в сутки и 7,7% при приеме 10 мг в сутки.
Основываясь на этих данных «риск-польза», Leucht и его коллеги подсчитали, что поддерживающая доза, эквивалентная 5 мг рисперидона в день, была оптимальной. Среди пациентов, принимавших сильнодействующие нейролептики первого поколения, такие как галоперидол или флуфеназин, оптимальный уровень составлял 3 мг в день, в то время как для пациентов, достигших полной ремиссии симптомов, оптимальный уровень составлял 2,5 мг в день.
Эсциталопрам снижает тревожность у пациентов с ишемической болезнью сердца
В двойном слепом плацебо-контролируемом испытании участвовали респонденты в возрасте 40 лет и старше с ишемической болезнью сердца и симптомами тревоги (оценка 8 или выше по HADS-A – подшкала тревоги, госпитальной шкалы тревоги и депрессии) и/или первичным диагнозом DSM-5 – тревожное расстройство. В общей сложности 128 участников были случайным образом распределены на выполняющих аэробные упражнения (три дня в неделю), принимающих эсциталопрам (до 20 мг в день) или таблеткам плацебо в течение 12 недель.
Исследование показателей HADS-A через 12 недель показало, что все группы показали снижение уровня тревожности после лечения со средним снижением на -4,0 в группе упражнений, -5,7 в группе эсциталопрама и -3,5 в группе плацебо. Дополнительный анализ показал, что участники в группе эсциталопрама имели значимо большее снижение показателей HADS-A по сравнению с участниками в группе плацебо, в то время как группы упражнений и плацебо не различались.
Изменения в алгоритмах лечения поведенческих и психологических симптомов деменции
Гериатрические пациенты с деменцией часто имеют сопутствующие возбуждение, агрессию, психоз и другие поведенческие и психологические симптомы. В обзоре предлагается три алгоритма: в экстренных, неотложных и несрочных условиях. В экстренной ситуации, когда необходимо внутримышечное (в/м) введение, рекомендация первой линии – оланзапин (поскольку в/м арипипразол, который ранее использовался, больше не доступен), и инъекция галоперидола является вторым вариантом, с последующим возможным рассмотрением вопроса о внутримышечном введении бензодиазепинаов. В условиях неотложной помощи первой линией будут пероральные нейролептики второго поколения арипипразол или рисперидон. Возможно, следующим может быть празозин, и, наконец, следует рассмотреть электросудорожную терапию. С этими агентами связаны риски, и возможны серьезные побочные эффекты. В несрочных случаях препараты предлагаются в следующем порядке: тразодон, донепезил и мемантин, антидепрессанты, такие как эсциталопрам и сертралин, антипсихотики второго поколения, празозин и карбамазепин.
Антагонисты β-адренорецепторов и кошмарные сновидения
Фармакоэпидемиолого-фармакодинамический анализ оценивал связь использования антагонистов β-адренорецепторов с умеренной и высокой растворимостью в липидах или сильным сродством к 5-HT1A с повышенным риском сообщения о кошмарах. Самый высокий риск сообщений о кошмарах был обнаружен при применении пиндолола, метопролола и альпренолола. По сравнению с использованием антагонистов β-адренорецепторов с низкой растворимостью в липидах, использование антагонистов β-адренорецепторов со средней или высокой растворимостью в липидах было значимо больше связано с сообщениями о кошмарных сновидениях. Использование антагонистов β-адренорецепторов с умеренным или высоким сродством к 5-HT1A было также связано с большей частотой возникновения кошмаров.
Эффективность и переносимость фармакологических вмешательств при метаболических нарушениях, вызванных атипичными антипсихотиками у взрослых
В сетевом метаанализе качественно сравнивалось влияние лекарств на метаболические нарушения, вызванные атипичными антипсихотиками.
Полученные данные показали, что топирамат, зонисамид, метформин, агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1RA) и низатидин значимо превосходили плацебо по своему влиянию на массу тела. Результаты по ИМТ были аналогичны результатам по массе тела. Касаемо переносимости, только топирамат уступал плацебо. Таким образом, данные препараты могут быть рекомендованы для пациентов с прибавкой в весе на фоне приема атипичных антипсихотиков.
Изучение ассоциации полиморфизма гена BDNF Val66Met с биполярным расстройством и ответом на лечение литием в индийской популяции
Связь полиморфизма Val66Met (rs6265) в гене мозгового нейротрофического фактора (BDNF) с биполярным расстройством (БАР) и ответом на лечение литием была высказана, хотя и непоследовательно. Этому способствует значительное разнообразие частот аллелей в разных популяциях. На сегодняшний день данных из Южной Азии нет. Таким образом, изучалась связь данного полиморфизма в случаях БАР из Индии и его связь с ответом на лечение литием.
Генотип и частота аллелей BDNF Val66Met SNP значимо различались в случаях по сравнению с контролем, а аллель Val (G) чаще встречался у пациентов с БАР. Однако не было отмечено значимых различий в частотах генотипа или аллелей этого полиморфизма между отвечающими на литий и не дающими ответ на него.
Сравнение антисуицидального эффекта клозапина с другими антипсихотическими препаратами
Клозапин – единственный препарат, снижающий суицидальный риск, по крайней мере, у пациентов с шизофренией, признанный регулирующими органами. Остается неясным, распространяются ли такие эффекты на другие антипсихотические препараты.
При применении клозапина антисуицидальный эффект был значимым и устойчивым (7 из 7 испытаний), но в 28 испытаниях не было обнаружено значимых антисуицидных эффектов у других антипсихотических препаратов. Оценивалась эффективность конкретных агентов: рисперидон ≥ оланзапин ≥ арипипразол ≥ зипрасидон ≥ смешанные препараты для лечения психоза ≥ кветиапин, но ни одно из этих различий не было значимым.
Таким образом, способность клозапина снижать риск самоубийств и попыток у пациентов с шизофренией, по-видимому, является уникальным эффектом, не присущим другим современным лекарствам, назначаемым для лечения шизофрении или биполярного расстройства.
Фармакологическое лечение синдрома Туретта у детей и взрослых: каково качество доказательств?
Синдром Туретта характеризуется непроизвольными мышечными движениями, проявляющимися в виде моторных и вокальных тиков. В большинстве случаев тики можно лечить без лекарств. Если тики вызывают дискомфорт или нарушают функцию, могут быть рассмотрены поведенческие или фармацевтические методы лечения.
В систематический обзор вошли семнадцать РКИ. Частота ответа достигла 88,6% для арипипразола, 68,9% для клонидина, 62,5% для рисперидона и 19% для гуанфацина. Статистически значимые улучшения были зарегистрированы для всех лекарств по сравнению с плацебо по крайней мере в одном исследовании и по крайней мере по одному показателю тяжести тиков.
Плацебо-контролируемых исследований обычно назначаемых лекарств достаточно мало. Имеющиеся исследования зачастую низкого качества и непродолжительны. Клонидин и гуанфацин переносятся лучше, чем нейролептики, но менее эффективны. Слишком мало данных, чтобы определить, реагируют ли взрослые иначе, чем дети.
Влияние приема кофеина на тягу к кофе
В исследовании изучалось влияние приема и ожидания кофеина на тягу к кофе, абстинентность и реактивность с помощью плацебо. После 18-часового воздержания от кофеина 65 потребителей кофе (54% мужчин) ежедневно получали жевательную резинку, содержащую кофеин (100 мг) или плацебо, вместе с точной или неточной информацией о содержании кофеина в жевательной резинке. Участники подвергались воздействию нейтральных и связанных с кофе стимулов с использованием различных сенсорных модальностей (визуальных и комбинированных слуховых/обонятельных). Тяга, абстиненция и частота сердечных сокращений оценивались на исходном уровне и после каждого предъявления сигнала.
Ожидаемое употребление кофеина было связано с уменьшением субъективной абстиненции через 30 минут после введения жевательной резинки, но фактическое введение кофеина на него существенно не повлияло. Было обнаружено, что представление сигналов, связанных с кофе, увеличивает самооценку тяги и частоту сердечных сокращений, независимо от ожидания приема кофеина. Визуальная, но не слуховая/обонятельная, реактивность на стимул оказалась притупленной, когда участники получали предварительную дозу кофеина. Предшествующий прием кофеина также снизил вероятность последующего самостоятельного приема кофе.
Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)
Автор перевода: Черапкин Е.С.
Составитель: Касьянов Е.Д.