В журнале Translational Psychiatry было опубликовано новое исследование Hill F. et al., в котором изучалась генетика агрессивного поведения. Для участия было отобрано 87485 человек в возрасте от 1,5 до 18 лет, которым было проведено полногеномное ассоциативное исследование (GWAS). Новое исследование не выявило генетических вариантов, которые можно было бы назвать ответственными за агрессивное поведение. Тем не менее, полигенная шкалы риска позволили определить предрасположенность к данному паттерну поведения.
Существует множество проявлений агрессивного поведения. Любое действие, направленное на причинение вреда другому человеку, можно назвать агрессивным. Агрессивное поведение проявляется уже в детстве и с возрастом может исчезнуть. Однако, зачастую агрессивное поведение сохраняется в подростковом периоде и в течение всей жизни. Дети, научившиеся контролировать свои агрессивные импульсы, воспринимаются сверстниками с лучшей стороны и имеют хороший социальный статус.
Несмотря на то, что наследуемость агрессивности составляет примерно 50%, в исследованиях по полногеномному поиску ассоциаций (GWAS) не было обнаружено достоверных корреляций каких либо локусов с агрессивным поведением. Близнецовые исследования обнаруживают высокий и умеренный уровень корреляции агрессии с тем, какая шкала была использована для измерения её уровня, с видом агрессии и возрастом респондентов. Учителя рассматривают агрессивное поведение того или иного ученика в контексте обстановки в классе и с учётом его отношений со сверстниками. Родители же видят проявления агрессии в рамках семейной ситуации. Поэтому исследования с использованием интервьюирования как учителей, так и родителей являются более достоверными.
В июле 2021 года в журнале Translational Psychiatryбыло опубликовано исследование Hill F. et al., изучающее взаимосвязь между генами и проявлениями агрессии, возрастом респондентов и измерительными шкалами (multivariate genome-wide association meta-analysis, GWAMA) Для этого они отобрали когортные исследования (всего 29), проведённые в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии. Число респондентов составило 87485 человек в возрасте от 1,5 до 18 лет. С целью уточнить пользу данного мета-анализа авторы предварительно провели полигенную оценку риска вне выборки. Для оценки плейотропности генов авторы измерили показатель генетической корреляции (rgs) у заранее отобранный параметров (фенотипов): психологические и психопатологические особенности, антропометрические признаки, употребление психоактивных веществ, биомаркеры агрессии (уровень тестостерона). Затем был проведён анализ rgs в зависимости от шкалы измерения агрессивного поведения, возраста респондентов и вида агрессии, а также в зависимости от фенотипа.
По результатам всех мета-анализов оценка наследуемости на основе однонуклеотидных полиморфизмов с использованием результатов GWAS составила 3,31%. Авторы не обнаружили ни одного значимого SNP, отвечающего за агрессивное поведение. Анализ генов позволил выделить три гена: ST3GAL3, PCDH7 и IPO13. Однако, эти гены были более ассоциированы с навыками к обучению. Необходимы дальнейшие исследования, прежде чем связать ST3GAL3, PCDH7 и IPO13 с агрессией.
Полигенетические показатели явились значимыми предвестниками агрессии. Показатель rg варьировался от 0,46 при сравнении самопросников и опросников для учителей до 0,81 при сравнении опросников для родителей и опросников для учителей. Авторы получили умеренно-значимый rgs по выбранным ими фенотипами. Однако, этот показатель оказался менее значимым для других считающихся классическими маркерами агрессии. Большинство генетических корреляций было связано с психологическими и патопсихологическими признаками у респондентов (rg составил 0.19–1.00), за исключением обсессивно-компульсивного расстройства. Была обнаружена отрицательная корреляция между агрессией и показателями когнитивных функций, а также возрастом матери. Значимая корреляция обнаружилась у агрессии с курением (rgs = 0,46 – 0,60). Генетическая корреляция была слабее между психическими расстройством и опросниками для учителей, чем опросниками для родителей и пациентов.
Новое исследование имело ограничения. Несмотря на значительные размеры выборки, мы всё ещё не способны достоверно уточнить генетические корреляции между фенотипом, возрастом респондентов, шкалами измерения уровня агрессии. Полногеномное исследование, стратифицированное по возрасту участников, изучающее поведенческие, когнитивные особенности, нейробиологическую представленного агрессии, будет способствовать лучшему пониманию природы агрессивного поведения. Во-вторых, авторы рассматривали фенотип «агрессивное поведение», хотя это достаточно обширный термин с большим спектром проявлений и поведенческих реакций.
Несмотря на усилия авторов исследования, генетический полиморфизм агрессивного поведения остаётся до конца невыясненным. Но даже при отсутствии значимых локусов исследование GWAS помогает определить нейробиологическую представленность тех или иных психологических и психиатрических явлений. Незначимые корреляции отражают часть генетической представленности признака. Совокупность полигенных показателей позволяет определить индивидуальную предрасположенность к психическому расстройству. Их применение на сегодняшний день ограничено, но они позволяют уточнить плейотропность психопатологических признаков. А статистически значимые корреляции способствуют пониманию генетической общности некоторых из них.
Перевод: Вирт К.О.
Источник: Hill F. et al. Genetic association study of childhood aggression across raters, instruments, and age. Translational Psychiatry.