Новости

 

Кибербуллинг – это умышленные и повторяющиеся действия, совершаемые отдельным лицом или группой лиц в течение определенного времени с намерением причинить кому-либо вред посредством цифровых информационно-коммуникационных технологий. В разных исследованиях оценки распространенности данного явления среди подростков варьируются от 1 до 65% для жертв, от 1,2 до 79,35% для обидчиков и от 0,5 до 72% для жертв и обидчиков.

 

Кибербуллинг может провоцировать: тревожность, депрессию, приводить к злоупотреблению психоактивными веществами, рискованному поведению и соматическим заболеваниям у детей и подростков. Данный феномен также связан с повышенным риском суицидального и самоповреждающего поведения. По данным John et al. (2018), подростки-жертвы чаще проявляют суицидальные мысли и поведение по сравнению с обидчиками. Кибербуллинг в сочетании с буллингом может оказывать независимое и кумулятивное влияние на суицидальное и самоповреждающее поведение.

 

Одним из способов снижения риска психических расстройств становится уменьшение распространенности кибербуллинга. Однако трудно полагать, что такое поведение можно полностью искоренить или хорошо контролировать. В этом контексте важно рассмотреть, какие факторы увеличивают и уменьшают риск суицидального поведения и самоповреждений. Данный систематический обзор посвящен исследованию факторов, влияющих на воздействие кибербуллинга на суицидальное поведение и самоповреждения.

 

Многие исследования продемонстрировали значительную связь между кибербуллингом и суицидальным поведением и самоповреждением среди детей и подростков. Однако лишь небольшая часть жертв и обидчиков кибербуллинга ведут себя подобным образом. Исследования выявили большое количество факторов, связанных с повышенным риском причинения вреда себе жертвами и организаторами кибербуллинга. Факторы риска, хорошо известные как ассоциированные с суицидальным поведением у молодежи, связаны и с риском суицидального и самоповреждающего поведения при кибербуллинге. К таковым относятся депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, одиночество, негативные эмоции и стресс, проблемы сексуальной ориентации/гендерной идентичности и насильственное поведение. Данные результаты также согласуются с исследованиями буллинга, что подтверждает сходство между кибербуллингом и буллингом, несмотря на их существенные различия.

 

Наличие расстройств аутистического спектра, нарушения интеллекта и развития, ожирения и бронхиальной астмы являются более специфичными для кибербуллинга факторами риска. В некоторых исследованиях изучалось влияние характеристик кибербуллинга на суицидальное поведение и самоповреждения. Так, подростки, воспринимающие кибербуллинг как более тяжелый, в три раза чаще сообщали о суицидальных мыслях и попытках. Другие исследования показали, что высокая частота кибербуллинга ассоциируется с большим количеством суицидальных мыслей и самоповреждений.

 

Определенные индивидуальные характеристики также были исследованы как потенциальные факторы риска. Для жертв кибербуллинга принадлежность к сообществу ЛГБТ, а также наличие бронхиальной астмы и ожирения связано с повышенным риском самоповреждений, суицидальных мыслей, планирования и попыток по сравнению с не-жертвами. По данным одного из исследований, подростки, подвергающиеся кибербуллингу из-за расового/этнического происхождения, гендерной идентичности или сексуальной ориентации, в 6,85 раза чаще сообщают о суицидальных мыслях и в 7,85 раза чаще предпринимают попытки самоубийства по сравнению с подростками, не подвергавшимися преследованиям или подвергавшимися преследованиям без предубеждений. В будущих исследованиях требуется уточнить связано ли влияние гендерные проблемы или психические расстройства, с суицидальным мышлением или поведением посредством стигматизации со стороны сверстников. В отношении организаторов кибербуллинга существует необходимость дальнейшего изучения факторов риска, ранее обнаруженных у лиц, совершающих насильственные действия, например, личностных особенностей, нормативных убеждений в отношении агрессии [1].

 

Связь со взрослыми в школе, субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью (семьей, одноклассниками или академическими результатами), здоровое питание, личностные навыки (эмоциональный интеллект и самоконтроль) были связаны с меньшим риском суицидального и самоповреждающего поведения после кибербуллинга. Более высокий самоконтроль является важным защитным фактором, поскольку кибербуллинг имеет специфические характеристики (анонимность, асинхронное общение и другие), которые могут привести к отсутствию самоконтроля. Другие исследования изучали влияние определенных характеристик семейных отношений. Было установлено, что более ограничительный стиль воспитания (родительский контроль и авторитетное воспитание), семейные ужины и родительская поддержка также модерируют связь между кибербуллингом, суицидальным поведением и самоповреждением.

 

Эти защитные факторы позволяют предложить стратегии профилактики для снижения воздействия кибербуллинга путем развития личных навыков, социальных связей в школе и предложения семейного вмешательства. Необходимы дополнительные исследования по изучению дифференцированного воздействия различных форм кибербуллинга и по оценке влияния программ развития личных навыков и чувства принадлежности на снижение суицидального поведения и самоповреждения в этой уязвимой группе населения.

 

Читать полный материал на портале для врачей Гедеон Рихтер

 

Автор перевода: Долина А. А.

 

Научная редактура: Касьянов Е. Д.

 

Источник: Dorol-Beauroy-Eustache O, Mishara BL. Systematic review of risk and protective factors for suicidal and self-harm behaviors among children and adolescents involved with cyberbullying. Prev Med. 2021 Nov;152(Pt 1):106684. doi: 10.1016/j.ypmed.2021.106684. Epub 2021 Sep 16. PMID: 34538376.