Новости

 

В одном из последних номеров Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry было опубликовано исследование, посвящённое изучению связи между пренатальными инфекциями и развитием поведенческих нарушений. Авторы отобрали 2213 пар мать-ребёнок, изучили истории беременности и заболевания их детей, провели измерение поведенческих нарушений. В результате выяснилось, что пренатальная инфекция может увеличивать риск поведенческих расстройств. При этом психопатология у матери, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами во время беременности, а также детские травмы у ребёнка, его злоупотребление алкоголем усиливают этот риск. 

 

Пренатальные инфекции являются одним из факторов риска возникновения психических расстройств у детей. Большая часть исследований на эту тему делает акцент на связи возбудителя с отдельной психической нозологией, а исследований, изучающих их связь с поведенческими нарушениями, крайне мало. Данные исследования сложно проводить, так как есть множество факторов, влияющих на влияющих на эту связь. Более того, инфекция не всегда влияет на плод непосредственно. Дело в том, что она может увеличить восприимчивость к другим факторам. Если иммунная система плода подверглась воздействию пренатальных инфекций и стала работать нетипично, пожизненная восприимчивость человека к заболеваниям может увеличиться. В новом исследовании авторы изучили связь между пренатальной инфекцией и поведенческими нарушениями у подростков 13 – 16 лет. 

 

Авторы воспользовались базой данных нидерландского исследования Generation R Study. Для него были отобраны 9778 женщин. Отбор происходил с апреля 2002 года по январь 2006 года. В дальнейшем эти женщины приходили на приём с детьми, когда те достигали 6-, 10-, 14- и 17-летнего возраста. В итоге в новое исследование были включены 2213 пар мать-ребёнок. Наличие пренатальной инфекции определялось путём анкетирования участниц исследования. Так как в Generation R Study измерялся уровень С-реактивного протеина (CRP), то учитывалась и эта информация. Для измерения нарушений поведения использовался опросник Child Behavioral Checklist (CBCL), для поиска аутистических черт использовался опросник Social Responsiveness Scale (SRS). 

 

В результате исследования авторы обнаружили связь между общим инфекционным показателем и всем шкалам опросника CBCL (интернализирующие и экстернализирующие нарушения). С показателями опросника SRS связи выявлено не было. Из интернализирующих нарушения в предыдущих исследованиях обнаруживалась связь с пренатальной инфекции с тревожными и депрессивными расстройствами. Связь экстернализирующих нарушений не была так однозначна. Некоторые исследования выявляли ассоциированность инфекции и синдрома дефицита внимания и гиперактивности, расстройства контроля над импульсами. Другие исследования не находили никакой связи. 

 

Ни один из показателей состояния плаценты (кровоток в пупочной артерии, индекс сопротивляемости маточной артерии, фактор роста плаценты, её вес) и исхода родов (срок родов, вес при рождении, рН крови пупочной артерии, баллы по шкале Апгар) не был связан с поведенческими нарушениями. Как полагают авторы, это может свидетельствовать о том, что перинатальные факторы не имеют значимого влияния на течение и исход пренатальной инфекции в виде поведенческих нарушений у детей. 

 

Связь между инфекционными заболеваниями и общим показателем опросника CBCL контролировалась психопатологией у матери, злоупотреблением алкоголем и табакокурением, жизненными событиями у ребёнка. Связь с интернализованными проблемами контролировалась теми же явлениями плюс злоупотреблением матерью психоактивными веществами и злоупотреблением алкоголем ребёнка. Модерирующих факторов для связи с экстернализованными проблемами обнаружено не было. Связь инфекционных заболеваний и показателей SRS контролировалась злоупотреблением матерью психоактивными веществами, жизненными событиями у ребёнка. 

 

Влияние психопатологии может объясняться нарушением детско-родительских отношений или генетическим воздействием. Злоупотребление матерью  алкоголем, курение во время беременности влияют на её иммунную систему, что опосредованно будет влиять на развитие плода. Сенситивный анализ не выявил контролирующего влияния лихорадки и раннего начала половой жизни. 

 

Ранее в исследованиях выявлялась связь между расстройствами аутистического спектра (РАС) и пренатальными инфекциями. Авторы нового исследования дополнительно изучили аутистические черты в общей популяции. Этот анализ не выявил связи между пренатальными инфекциями и РАС. При этом в одном из крупных шведских исследований говорится о том, что аутизм в большей степени связан с семейными факторами. И хотя авторы нового исследования прицельно не изучали влияния пренатальной инфекции и РАС, они полагают, что её сочетание со злоупотреблением матерью психоактивными веществами, детскими травмами может увеличить риск развития аутизма. 

 

 Перевод: Вирт К. О. 

 

Источник: Anna Suleri et al. The Association Between Prenatal Infection and Adolescent Behavior: Investigating Multiple Prenatal, Perinatal, and Childhood Second Hits. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.