Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)

Люматеперон – новый антипсихотик в терапии шизофрении

 

Люматеперон был одобрен FDA для лечения шизофрении в декабре 2019 года на основе 2 опубликованных рандомизированных, двойных слепых, плацебо-контролируемых испытаний. Фармакология люматеперона сообразна фармакологии других антипсихотических препаратов второго поколения в том смысле, что люматеперон имеет более высокое сродство к рецепторам серотонина (5-HT2A) по сравнению с рецепторами дофамина (D2), но с более низким сродством к α-1 и гистаминергическим рецепторам. Кроме того, он служит пресинаптическим частичным агонистом дофамина, ингибитором обратного захвата серотонина и непрямым модулятором глутаматергической системы. На основании 4-недельных клинических испытаний было показано, что люматеперон хорошо переносился. Наиболее распространенными побочными эффектами, возникающими при лечении, были головная боль, сонливость и головокружение. У люматеперона отмечалось статистически значимое снижение баллов по шкалам позитивной и негативной симптоматики по сравнению с плацебо. Не отмечено значимой связи с экстрапирамидными симптомами (ЭПС) и метаболическими побочными эффектами, обычно наблюдаемыми при использовании других антипсихотиков.

 

Источник

 

Использование соединения NSI-189 среди амбулаторных пациентов с большим депрессивным расстройством

 

NSI-189 является новым нейрогенным соединением, не затрагивающим моноаминовый путь. В двойном слепом, плацебо-контролируемом исследовании оценивался пероральный прием NSI-189 в качестве монотерапии при большом депрессивном расстройстве. Двести двадцать респондентов были рандомизированы на NSI-189 40 мг в день, 80 мг в день или плацебо в течение 12 недель. Снижение баллов по шкале MADRS (шкала Монтгомери – Асберг для оценки депрессии) по сравнению с плацебо не достигло значимости ни для одной из доз. Тем не менее, доза 40 мг показала большее общее снижение по SDQ (опросник симптомов депрессии) и баллов CPFQ (шкала физического и когнитивного функционирования) в сравнении с плацебо. Доза 40 мг также показала преимущества по некоторым когнитивным показателям (субтесты CogScreen, но не по критерию Cogstate). Обе дозы хорошо переносились. Эти данные повторяют результаты исследования фазы 1b и требуют дальнейшего изучения антидепрессанта и его прокогнитивных эффектов NSI-189.

Источник

 

Лечение клозапином в период пандемии COVID-19 

 

Клозапин является единственным доступным средством лечения резистентной шизофрении, но его применение включает частый физический контакт с работниками здравоохранения с целью обязательного мониторинга крови.  Во время пандемии COVID-19 пациенты, принимающие клозапин, вероятнее всего будут самоизолированы, чтобы снизить риск инфицирования, не в последнюю очередь потому, что эти пациенты подвержены высокому риску серьезных заболеваний и смертельного исхода из-за сопутствующего диабета, ожирения, болезней легких и повышенного риска пневмонии.  Стоит отметить, что миокардит, вызванный клозапином и нейтропенический сепсис имеют общие признаки и симптомы с COVID-19 (лихорадка, боль в груди, одышка и т. д.). 

 

В статье рекомендуется уменьшить частоту физических контактов, увеличив интервал мониторинга крови до 12 недель у тех пациентов, которые принимают клозапин более 1 года. Чтобы отличить COVID-19 от побочных эффектов, связанных с клозапином,  предлагается срочный тест на наличие антител наряду с полным анализом крови. У пациентов с уже развившейся инфекцией COVID-19, рекомендуется продолжить прием клозапина, пока это возможно (даже во время вентиляции), при необходимости уменьшая дозу в соответствии с результатами анализа крови.  Мониторинг крови следует продолжать, но клозапин следует прекратить только в случае значительного снижения нейтрофилов (COVID-19 связан с лимфопенией, но не с нейтропенией).  Чтобы защититься от вероятной тяжелой респираторной инфекции, рекомендуется использовать витамин D у всех пациентов принимающих клозапин.

 

Источник

 

5-гидрокситриптофан в качестве адъювантной терапии умеренного и тяжелого обсессивно-компульсивного расстройства

 

На основании многочисленных исследований, серотонинергическая система играет роль в патогенезе обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), и такие средства, как 5-гидрокситриптофан, могут потенциально способствовать лечению пациентов с этим расстройством.  Оценка эффективности 5-гидрокситриптофана при лечении ОКР была целью рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого 12-недельного испытания.  В испытании принимали участие 60 пациентов с умеренным и тяжелым ОКР, которым были случайным образом назначены либо флуоксетин + плацебо, либо флуоксетин + 5-гидрокситриптофан (по 100 мг 2 раза в день). Все пациенты, независимо от группы лечения, получали флуоксетин в дозе 20 мг/день в течение первых 4 недель исследования, а затем – 60 мг/день в течение оставшейся части курса. Результаты показали статистически значимое влияние 5-гидрокситриптофана как на общий балл по шкале Йеля-Брауна, так и на отдельные субшкалы обсессий и компульсий. Терапия 5-гидрокситриптофаном показала более высокую вероятность ответа на лечение.  Результаты испытания подтверждают, что 5-гидрокситриптофан может быть эффективным в качестве усиливающего агента при лечении ОКР средней и тяжелой степени.

 

Источник

 

Модуляция опиоидной системы комбинацией бупренорфина и самидорфана при большом депрессивном расстройстве

 

Считается, что эндогенная опиоидная система играет важную роль в регуляции настроения. Комбинация бупренорфин/самидорфан (BUP/SAM) является исследовательским модулятором опиоидной системы для дополнительного лечения большого депрессивного расстройства (БДР). Эффективность использования комбинации BUP/SAM оценивалась в двух рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях FORWARD-4 и FORWARD-5. FORWARD-5 достиг первичной конечной точки и продемонстрировал, что дополнительная терапия BUP/SAM 2 мг/2 мг превосходила плацебо. FORWARD-4 не достиг первичной конечной точки. Объединенный анализ двух исследований продемонстрировал значимое снижение показателей MADRS-10 (шкала Монтгомери – Асберг для оценки депрессии) для BUP/SAM 2 мг/2 мг по сравнению с плацебо в нескольких временных точках. Наиболее распространенные нежелательные явления, встречающиеся у ≥5% пациентов в группе лечения BUP/SAM 2 мг/2 мг, включали тошноту, запор, головокружение, рвоту, сонливость, утомляемость и седацию. Было минимальное количество фактов злоупотребления, а также никаких признаков зависимости или отмены опиоидов. 

 

Источник

 

Влияние отсроченного лечения первого психотического эпизода на симптомы и социальные последствия

 

Известно, что отсроченное лечение первых эпизодов психоза предсказывает худший прогноз для расстройства.  Лонгитудинальный анализ и моделирование включали 948 пациентов из исследования NEDEN и 332 пациента из исследования Outlook, которые прошли базовую оценку состояния и которым были назначены антипсихотические препараты. Длительно нелеченый психоз был связан со сниженным ответом на лечение, причем это справедливо в отношении всех типов симптомов. Более длительно нелеченный психоз предсказывал снижение ответа на лечение, но ответ ухудшался медленнее по мере удлинения периода без лечения.  Увеличение длительности психоза без лечения в десять раз предсказывало меньшее улучшение общих симптомов в процессе терапии.  Эти закономерности подчеркивают важность быстрого доступа к широкому спектру методов лечения, особенно в первые недели после начала психоза.

 

Источник

 

Влияние S-аденозилметионина и Lactobacillus plantarum на симптомы депрессии

 

В 6-недельном рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании оценивалась эффективность комбинации SAMe (S-аденозилметионин) 200 мг и Lactobacillus plantarum (L. plantarum) HEAL9 1 × 109 КОЕ при депрессии легкой и средней степени тяжести. Использование SAMe и L. plantarum HEAL9 у взрослых с субдепрессивными, легкими или умеренными симптомами депрессии приводило к быстрым и клинически значимым эффектам через 2 недели.  Комбинация оказалась безопасной и значительно улучшала симптомы депрессии, тревоги, а также когнитивный и соматический компоненты.  Эффект данной комбинации не зависит от выраженности симптомов, в отличие от традиционных антидепрессантов, доступных на рынке, которые имеют минимальные преимущества для субдепрессивных, легких или умеренных симптомов.

 

Источник

 

Эффективность и безопасность гамма вентральной капсулотомии для лечения резистентного обсессивно-компульсивного расстройства

 

Гамма вентральная капсулотомия (GVC) – метод выбора у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) с несколькими опубликованными отчетами.  В ретроспективном одноцентровом исследовании сообщается об эффективности и безопасности GVC у 21 пациента с устойчивым к лечению ОКР. Средний исходный показатель по шкале Йеля-Брауна 35,7 снизился до 15,3 при последующей оценке на 36-м месяце.  Пятнадцать пациентов (75%) достигли полного ответа. Из них семь пациентов (35%) находились в состоянии ремиссии.  Частичных ответчиков не было, пять пациентов (25%) были классифицированы как не отвечающие. У трех пациентов (14,3%) была временная головная боль после GVC, которая разрешилась в течение недели, и у двух пациентов (9,5%) были постоянные головные боли, которые отвечали на 2-недельное пероральное лечение кортикостероидами.  У двух пациентов (10%) после GVC возникла киста головного мозга. Клинически значимых неврологических отклонений не было обнаружено при последующем наблюдении.

 

Источник

 

Экономическое бремя резистентной депрессии у пациентов с частным страхованием в США

 

В исследовании оценивалось использование ресурсов здравоохранения и затраты, дни нетрудоспособности и связанные с этим расходы у пациентов с терапевтически резистентной депрессией (ТРД) и физическим состоянием по сравнению с пациентами с такими же состояниями и большим депрессивным расстройством (БДР) или без БДР.

 

В общей сложности 2 317 пациентов с ТРД (средний возраст 47,6 года; 63,1% женщины; средний период наблюдения 19,7 месяца) имели ≥ 1 сопутствующего физического состояния (сердечно-сосудистые 52,5%; метаболические 48,2%; респираторные 16,4% и онкологические 9,5%).  По сравнению с когортами без ТРД но с БДР и без БДР, пациенты с ТРБ имели соответственно на 46% и 235% больше госпитализаций, на 28% и 128% больше посещений неотложной помощи и на 53% и 155% больше амбулаторных посещений. Расходы на здравоохранение составили 22541$ в когорте ТРД, 17450$ в когорте без ТРД но с БДР и 10047$ в когорте без БДР. У пациентов с ТРД потеря работы встречалась в 2,0 и 2,9 раза чаще, также связанные с потерей работы затраты были выше на 8676$ и 10323$ чем в когортах без ТРД но с БДР и без БДР, соответственно.

 

Источник

 

Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)

 

Автор перевода: Черапкин Е.C.