Некоторые непсихотропные препараты влияют на течение психического расстройства у пациентов, не страдающих от соматических заболеваний. Такие препараты, как β-блокаторы, хорошо известны своим противотревожным эффектом, в то время как другие, например, антибиотик миноциклин, нашли применение в психиатрии сравнительно недавно. Ниже перечислено несколько веществ с доказательствами эффективности (разного уровня качества).

 

Ацетилсалициловая кислота и другие нестероидные противовоспалительные препараты


 

Есть данные о роли воспаления, окислительного и нитрозативного стресса и митохондриальной дисфункции в развитии таких расстройств как депрессия, шизофрения, биполярное расстройство и болезнь Альцгеймера. Защищающая от окислительного повреждения ацетилсалициловая кислота и другие нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) продемонстрировали положительный эффект при расстройствах настроения. Систематический обзор и метаанализ РКИ 2014 г. свидетельствует о том, что НПВП, в частности целекоксиб, уменьшают депрессивные симптомы без увеличения риска побочных эффектов. Необходимы дальнейшие исследования прежде чем рекомендовать противовоспалительные препараты для лечения расстройств настроения.  

 

Эпидемиологические данные показывают, что у пациентов, которые принимают НПВП длительное время, снижен риск развития болезни Альцгеймера. На сегодняшний день клинические исследования, посвященные профилактике и лечению болезни Альцгеймера, не показали превосходства над плацебо таких препаратов как сулиндак, пироксикам, парацетамол, напроксен, набуметон, кетопрофен, диклофенак или ацетилсалициловая кислота. НПВП не могут быть рекомендованы ни для профилактики, ни для лечения болезни Альцгеймера.

 

Буметанид

 

Диуретик буметанид снижает межнейронную концентрацию хлоридов и тем самым облегчает ингибирование ГАМК. В лабораторных моделях расстройств аутистического спектра буметанид восстанавливает межнейронные уровни хлоридов, усиливает ГАМКергическую ингибицию и ослабляет поведенческие симптомы. В исследовании II фазы в 2017 г. буметанид снижал тяжесть расстройств аутистического спектра у детей и подростков.

 

Клонидин и другие α-блокаторы


 

Клонидин  относится к агонистам α2-адренорецепторов центрального действия, который также действует через имидазолиновые рецепторы. Гуанфацин оказывает подобное действие, но с меньшим седативным эффектом. Препараты были одобрены в качестве антигипертензивных средств в США в 1974 и 1986 гг. В 2010 г. одобрено их применение при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (от 6 до 17 лет). Они также эффективны при опиатной абстиненции, алкогольной абстиненции и отказе от курения, кроме того изучено их действие на тики и поведенческие симптомы при синдроме Туретта. Клонидин также может ослаблять травматические воспоминания и ночные кошмары у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Систематический обзор 2012 г. выявил доказательства эффективности празозина при лечении ночных кошмаров у пациентов с ПТСР.

 

Габапентин и другие противосудорожные средства


 

Значение таких противоэпилептических препаратов как вальпроевая кислота, ламотриджин и карбамазепин давно признано в психиатрии. Габапентин ингибирует α2δ-субъединицы потенциал-зависимых кальциевых каналов. Он показан при невралгиях, синдроме беспокойных ног и локализованной симптоматической эпилепсии. Габапентин эффективен при тяге к алкоголю, алкогольной абстиненции и тревожных расстройствах, включая социальную тревожность. Прегабалин, близкое к габапентину соединение, зарегистрировано в США как средство для лечения социальной тревожности, фибромиалгии и генерализованного тревожного расстройства.

 

Гидроксизин и другие антигистаминные препараты


 

Первыми антигистаминными препаратами, применяемыми при аллергических состояниях, стали антагонисты рецептора гистамина Н1; дифенгидрамин и ряд других антигистаминных препаратов были зарегистрированы во многих странах как безрецептурные снотворные средства. Гидроксизин одобрен в США в 1956 г. для симптоматического облегчения тревоги; его эффективность и переносимость считаются эквивалентными эффективности и переносимости других анксиолитиков, таких как бензодиазепины, но его назначение рекомендуется лишь в нескольких публикациях. Гидроксизин, как и другие ранние антигистаминные препараты, обладает антихолинергическим и антидофаминергическим действием, что отражается на профиле побочных эффектов. Более поздние Н1-блокаторы, такие как цетиризин или лоратадин, не изучались в качестве снотворных средств, хотя известно, что цетиризин производит определенный седативный эффект. Питолизант, антагонист рецептора Н3, зарегистрирован в нескольких странах как средство для лечения нарколепсии. Поскольку рецепторы Н3 являются пресинаптическими, их блокада приводит к высвобождению большего количества гистамина и других нейромедиаторов, в связи с чем питолизант и другие антагонисты Н3 изучаются как ноотропные агенты.

 

Кетамин и другие глутаматергические антагонисты


 

Кетамин – неселективный антагонист глутаматергических рецепторов. В то время как ГАМК служит основным ингибирующим трансмиттером, глутамат является основным возбуждающим трансмиттером, причем избыточное высвобождение глутамата приводит к нейротоксичности. Кетамин используется в анестезии и для лечения послеоперационной боли. Несколько РКИ говорят об эффективности кетамина при лечении резистентной депрессии, биполярной депрессии и суицидальных наклонностей. Интраназальный эскетамин, S-энантиомер кетамина, одобрен в США в 2019 г. как средство для лечения резистентной депрессии. Амантадин, слабый антагонист NMDA-рецепторов с противовирусными свойствами, самостоятельно или в сочетании с ингибиторами холинэстеразы может усиливать когнитивные функции и ослаблять поведенческие симптомы при болезни Альцгеймера.

 

Миноциклин и другие антибиотики


 

Помимо антибактериальных свойств, миноциклин обладает противовоспалительным, антиапоптотическим и нейропротекторным действием. Миноциклин может быть полезен при тяжелом депрессивном расстройстве и при биполярной депрессии. Предполагается, что существует связь между высоким уровнем Il-6 или глутатиона мозга и ответом на миноциклин. Данные о влиянии миноциклина на негативные симптомы шизофрении противоречивы, хотя мета-анализ 2017 г. показал положительные результаты.

 

Рифампицин ингибирует образование амилоида-β, тау-белка и α-синуклеина, что дает многообещающие результаты в исследованиях на лабораторных моделях болезни Альцгеймера. Есть исследования, показывающие, что прогрессирование болезни Альцгеймера может быть замедлено с помощью рифампицина или рифампицина в комбинации с доксициклином.

 

Ацетилцистеин и безрецептурные препараты


 

Использование ацетилцистеина в психиатрии обосновывается его взаимодействием с несколькими сигнальными путями, которые участвуют в регуляции апоптоза, ангиогенеза, клеточного роста и воспалительных процессов, а также тем, что он оказывает модулирующее действие на глутаматергическую и дофаминергическую системы. Обширный обзор 2015 г. говорит о том, что твердых оснований для рекомендации ацетилцистеина при психических расстройствах нет. Наиболее качественные доказательства были получены в отношении зависимостей (каннабис, кокаин и никотин), униполярной и биполярной депрессии, шизофрении и трихотилломании. Согласно мета-анализу 2018 г., добавление ацетилцистеина приносит эффект при лечении шизофрении, но не при расстройствах настроения или депрессивном расстройстве.

 

S-Аденозилметионин, продаваемый в качестве пищевой добавки в США и Канаде, участвует во многих важнейших биохимических процессах, включая биосинтез гормонов и нейромедиаторов. Обзор 2017 г., посвященный применению S-Аденозилметионина при тяжелой депрессии, обнаружил недостаточность качественных доказательств, которыми можно обосновать его использование в виде монотерапии или как дополнение к другим антидепрессантам.

 

Триптофан и 5-гидрокситриптофан, аминокислоты, которые являются предшественниками серотонина, иногда называют естественными альтернативами традиционным антидепрессантам, но они менее эффективны, а вопросы безопасности остаются непроясненными.

 

Прамипексол и другие противопаркинсонические препараты


 

Прамипексол эффективен при униполярной и биполярной депрессии в сочетании с антидепрессантами или стабилизаторами настроения. Результаты монотерапии прамипексолом сопоставимы с монотерапией флуоксетином, но на высоких дозах отмечаются побочные эффекты. Большинство данных касаются его использования в качестве аугментации в достаточно низких или умеренных дозах до 1,5 мг. Частота перехода в маниакальную или гипоманиакальную фазы очень низка. В рекомендациях Международного общества биполярных расстройств 2018 г. прамипексол указывается как вариант лечения биполярной депрессии. При резистентной депрессии он является альтернативой литию, арипипразолу или кветиапину, с более удобным режимом применения и меньшим количеством побочных эффектов.


 

Использование других противопаркинсонических препаратов (ропинирол, перголид, бромокриптин) при депрессии изучено хуже.

 

Пропранолол и другие β-блокаторы


 

Эти сердечно-сосудистые препараты снижают активность симпатической нервной системы, блокируя β-адренорецепторы. Липофильные β-блокаторы проходят гематоэнцефалический барьер, как это происходит с пропранололом. Помимо сердечно-сосудистых показаний, мигрени и эссенциального тремора, пропранолол может использоваться при панических атаках. Кроме того, мета-анализ 2016 г. не выявил различий между пропранололом и бензодиазепинами в отношении тревожности, частоты панических атак и избегающего поведения, хотя эквивалентность действия не доказана. Несколько исследований показали, что пропранолол может, не производя седативный эффект, снижать тревожность перед диагностическими тестами или стоматологическими вмешательствами, в связи с чем некоторые врачи назначают его пациентам в стрессовых ситуациях, таких как экзамены, концерты и публичные выступления. Поскольку β-блокаторы ингибируют консолидацию памяти, изучается действие пропранолола в профилактике ПТСР.

 

Статины

 

Исследовалось применение статинов при шизофрении. Мета-анализ 2018 г., основанный на 6 РКИ, в которых приняли участие 169 пациентов, получавших статины в качестве дополнительной терапии, выявил значительное улучшение симптоматики. Это объясняется противовоспалительным действием, взаимодействием субстратов Р-гликопротеина или нейропротекторным эффектом повышения активности NMDA-рецепторов и усиления связывания мускариновых рецепторов. В крупном обсервационном исследовании 2019 г. было отмечено снижение риска самоповреждений. Истории болезни более 140 тыс пациентов с диагнозом биполярное расстройство, шизофрения или психотические расстройства свидетельствуют о снижении частоты психиатрических госпитализаций у тех, кто принимал статины, антагонисты кальциевых каналов L-типа или бигуаниды, например, метформин.

 

Тиреоидные гормоны

 

Хотя нет никаких доказательств того, что трийодтиронин сам по себе действует как антидепрессант, он рекомендуется в качестве вспомогательного препарата для лечения резистентной депрессии. Также исследуется использование гормонов щитовидной железы при биполярной депрессии.

 

Автор перевода: Филиппов Д.С.

 

Источник: Hede, Vincent, and Cédric Devillé. “Treating psychiatric symptoms and disorders with non-psychotropic medications
.” Dialogues in clinical neuroscience vol. 21,2 (2019): 193-201