Существуют убедительные доказательства высокой коморбидности расстройств аутистического спектра (РАС) и психотических расстройств: у 34,5% пациентов с РАС наблюдается психотическая симптоматика. Лица с РАС более уязвимы для развития психотических состояний, в частности, из-за нарушений обработки информации, характерных для данной группы пациентов. Диагностика психоза у пациентов с РАС, особенно у пациентов со значительным дефицитом навыков вербальной коммуникации, может быть непростой задачей: во многих случаях имеет место не развернутая клиническая картина, а лишь синдром ослабленного психоза (СОП, выделен в DSM-5, но отсутствует в МКБ-10 и МКБ-11). Проблемой является и гипердиагностика психотических состояний у пациентов с РАС. Ribolsi et al. в литературном обзоре, опубликованном в журнале Frontiers in Psychiatry, представляют особенности дифференциальной диагностики (ДД) РАС и шизофрении, а также постановки диагноза СОП в данной группе пациентов, акцентируя внимание на особенностях трех дименсий: бреда, галлюцинаций и негативной симптоматики.
Бредовая симптоматика
Бредовые убеждения, подозрительность и параноидальные идеи – не редкость при РАС. Чаще всего встречаются бред преследования, отношения, симптомы «вкладывания» и «отнятия» мыслей. Также пациенты с РАС, предположительно, испытывают определенные трудности с различением собственных фантазий и реальности, что дополнительно затрудняет ДД. Для постановки диагноза бреда у пациента должны быть достаточно развиты и когнитивные способности, и коммуникативные навыки.
Нарушенное понимание чужого сознания (один из вариантов перевода термина theory of mind) играет определенную роль в формировании бредовых переживаний. И у пациентов с аутизмом, и у пациентов с шизофренией это понимание нарушено. По одной из теорий, у лиц с РАС бредовые убеждения могут быть результатом спутанности сознания вследствие непонимания правил социального взаимодействия, а у лиц с шизофренией бред возникает из-за ложной интерпретации психических состояний других людей; поведение пациентов с шизофренией в среднем более враждебно.
Галлюцинации
До 95% людей с РАС имеют сенсорные особенности в виде повышения чувствительности к различным стимулам, её снижения и особой тяги к сенсорным переживаниям. Крайне высокая чувствительность к звукам у этой категории пациентов может быть ложно интерпретирована как слуховые галлюцинации. Трудности связаны и с дефицитом вербальной коммуникации, например, на вопрос «Слышите ли вы голоса, когда никого нет рядом?» пациент с РАС может ответить «Да», подразумевая голос, доносящийся из радио. Более того, таким пациентам даже может быть сложно различить, слышат ли они свой голос, голос другого человека или внутренний диалог, особенно в стрессовых ситуациях.
Негативная симптоматика
Недостаток эмоциональной реципрокности (ЭР) при РАС не всегда бывает легко отличить от уплощения аффекта при шизофрении. Авторы обзора предлагают обращать особое внимание не на недостаток ЭР, а на неадекватность ЭР социальной ситуации, более характерную именно для РАС. Повторяющееся поведение при РАС также может быть ошибочно истолковано как симптом шизофрении.
В настоящее время при диагностике СОП у лиц с РАС используются те же диагностические инструменты, что и у лиц без РАС (шкалы CAARMS, SIPS, SOPS, COPS). Авторы литературного обзора, ссылаясь на определенные сложности в ДД, описанные выше, подчеркивают спорность такого подхода и тот факт, что он может приводить к гипердиагностике психоза в данной группе пациентов.
Автор перевода: Прусова Т. И.
Редактура: Явлюхина Н. Н.
Источник: Ribolsi M, Fiori Nastro F, Pelle M, et al. Recognizing Psychosis in Autism Spectrum Disorder. Front Psychiatry. 2022;13:768586. Published 2022 Feb 28. doi:10.3389/fpsyt.2022.768586