Винсент Ван Гог (1853-1890) – известнейший голландский постимпрессионист и не менее известный объект для психиатрического исследования post mortem. Существует большое количество различных мнений, касающихся предположительного диагноза художника. Однако последние молекулярно-биологические и клинические исследования позволяют взглянуть по-новому на болезнь великого художника.
Ранние годы
Винсент Ван Гог, сын протестантского священника, рос тихим, задумчивым и замкнутым, но при этом упорным в делах и глубоко религиозным мальчиком Получив образование в сельской школе и в нескольких интернатах, Винсент некоторое время работал торговым агентом в фирме по продаже произведений искусства. Начиная все больше разбираться в живописи, Винсент постепенно охладел к своей работе. “У искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами” – писал он. В этот же период своей жизни Винсент пережил череду неудачных любовных романов.
Подписывайтесь на нас на Patreon, и мы будем выпускать ещё больше интересных материалов
Наконец, в 23 года Ван Гог решил резко изменить свою жизнь и начать проповедовать, как его отец. Винсент переехал в бедный шахтерский поселок на юге Бельгии и начал вести активную миссионерскую деятельность: Ван Гог читал Библию неграмотным, преподавал детям, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Однако Винсенту не удалось продолжить полноценное религиозное образование, а его самого сняли с должности проповедника. Эти события серьезно ударили по 25-тилетнему Винсенту. Чтобы смириться с потрясением, Ван Гог вновь обратился к живописи. При поддержке своего брата Тео Винсент начал свой путь художника.
Болезнь Винсента
Большую часть своей последующей жизни Винсенту суждено было прожить в нищете. Зиму 1886 года 33-летний Ван Гог проводит в Париже, перебиваясь, буквально, с хлеба на воду, и много, очень много курит. В это время у него впервые возникают приступы головокружения и болей в животе. Боясь за свою жизнь и здоровье, Винсент обратился к доктору, однако подобные эпизоды все равно настигали художника. Единственным облегчением для него оставалась живопись, и, как он писал сестре, без нее бы он “оставался еще более жалким, чем есть”. В 35 лет Винсент переезжает из Парижа в Арль, где увлекается фовизмом и пишет, что теперь он “лишился контроля” и находится “во власти слепых или механических сил”. Винсент все так же голодал и измучивал себя многочасовыми занятиями. “Чем более уродливым, старым и порочным, больным и голодным я становлюсь, тем больше я хочу осуществить свою месть через живопись, ее блестящие краски, тщательно выверенные, великолепные.” Тогда же Винсента начинают мучать приступы головокружения.
К этому же времени художник пристрастился к абсенту. В декабре 1888 года Винсент, как обычно, пил вместе с Полем Гогеном абсент в одном кафе. Внезапно Винсент начал ругаться с Полем швырнул в его сторону свою рюмку. Гогену пришлось после этого вести “похожего на сомнамбулу” Винсента за руку домой. Оказавшись дома один, Ван Гог отрезал себе мочку уха, после чего положил ее в конверт и отправился в бордель, где подарил ее проститутке “на память”. На следующий день Винсента, потерявшего немалое количество крови, госпитализируют, где его состояние описывается д-ром Феликсом Реем как “острое психическое расстройство с генерализованным делирием, сопровождаемым зрительными и слуховыми галлюцинациями”. Спустя три дня состояние Винсента улучшилось, и он был выписан домой. Период приступа не оставил в памяти художника никаких воспоминаний.
После выписки Винсент принимал бромид калия и писал, что “невыносимые галлюцинации прекратились, свелись сейчас лишь к простым ночным кошмарам”. В апреле 1889 года, 36-тилетний Винсент признается: “В общей сложности у меня было четыре больших припадка, во время которых я ни в коей мере не понимал, что я говорил, что я хотел и что я делал. Это не беря в расчет то, что до этого у меня развились три обморочных приступа, без какой-либо допустимой причины и без каких-либо воспоминаний о том, что я тогда чувствовал. <…> каждый день я принимаю лекарство, прописанное несравненным Диккенсом против самоубийства. Оно состоит из бокала вина, ломтика хлеба с сыром и трубки табака.”
Тем не менее, с той поры душевные расстройства художника только усиливались, и в мае того же года художник добровольно пришел в частную лечебницу в Сен-Реми-де-Прованс. Его состояние колебалось от практически скомпенсированного до резко дезориентированного, с практически полностью бессвязным мышлением. Тогда же д-ром Периноном был задокументирован эпилептический припадок Винсента: “его глаза внезапно стали дикими и начали припадочно двигаться, а тело разогнулось в дугу”. На протяжении трех дней Ван Гог переживал припадки смятения и прострации, после которых наступали периоды плохого настроения и мыслей о сожалении и раскаянии.
Такие приступы все продолжались. В феврале 1890 года у Винсента произошел особенно серьезный приступ. Во время посещения борделя, художник схватил лампу, выпил из нее масло и впал в полубессознательное состояние, выходить из которого он начал лишь в апреле. Во время своего восстановления Ван Гог внезапно ударил санитара в живот, после чего сразу извинился и сказал, что не очень понимает, что сделал, “я думал, что нахожусь в Арле, выслеживаемый полицией”. После этого Винсент находился в очень подавленном настроении, был неустойчив, снова начал пить. Во время обострений Винсент начинал пить скипидар, керосин и свои масляные краски, так что продолжать заниматься живописью он не мог. Оправивишись после очередного приступа, художник выписался из лечебницы. В июле 1890 года Ван Гог, выйдя на прогулку, выстрелил себе из револьвера в грудь и спустя несколько дней скончался в госпитале. По воспоминаниям брата Тео, последними словами 37-летнего Винсента были “La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Каким же расстройством страдал Винсент?
В настоящий момент нет единого мнения о диагнозе художника. Среди наиболее популярных мнений главенствуют височная эпилепсия, шизофрения, нейросифилис, биполярное расстройство, злоупотребление алкоголем и абсентом. Однако в последнее время встречается мнение о том, что Винсент Ван Гог, возможно, страдал острой перемежающейся порфирией (ОПП).
Порфирия – это нарушение синтеза гема, важнейшей составляющей гемоглобина, приводящее к избыточному накоплению порфиринов – лишенных железа предшественников гема. Имеется несколько видов порфирий, большая часть которых проявляется анемией, неврологическими, психиатрическими и кожными проявлениями, связанными с повышенной фоточувствительностью. Однако ОПП, являющаяся наиболее частой формой печеночной порфирии, не вызывает повышения фоточувствительности и не приводит к выраженным изменениям кожи.
Хотя это заболевание и имеет аутосомно-доминантный тип наследования, у 90% носителей соответствующей мутации гена синтазы уропорфириногена I не наблюдаются какие бы то ни было патологические проявления. Клинически выраженная ОПП развивается приступообразно и часто проявляются такими психиатрическими состояниями, как делирий, мания или депрессия, паранойя или параноид. У 20% пациентов могут возникать эпилептические припадки. Приступам часто предшествует раздражительность и беспокойство. Подобные эпизоды часто возникают на фоне приема алкоголя и других психоактивных веществ и плохого питания, особенно диеты с низким содержанием углеводов и белков.
Это, безусловно, соотносится с описанием скудного стола небогатого художника и его пагубными привычками. Стоит также отметить тот факт, что состояние Винсента улучшалось, когда он питался правильно, употреблял бромид калия, обладающий противосудорожным и седативным действием, и не мог употребять большое количество алкоголя и табака.
Также стоит отметить, что некоторые родственники Ван Гога страдали нейропсихиатрическими заболеваниями, что также может укладываться в установленный на сегодняшний день факт аутосомно-доминантного наследования ОПП. Также примечателен тот факт, что все наблюдаемые сейчас в Южной Африке тысячи пациентов с наследственной порфирией являются потомками двух голландских эмигрантов 17-го века.
К другим частым проявлениям порфирии относят боли в животе и покраснение мочи. Хотя об абдоминальных болях Винсент и упоминает в своих письмах, свидетельств об изменениях мочи нет. Одной из причин может быть то, что моча приобретает цвет “насыщенного красного вина” только настоявшись несколько часов на свету и открытом воздухе. Учитывая то, что художник большую часть времени проводил на свежем воздухе, можно предположить, что художник мог просто не заметить или вовсе не иметь возможности увидеть изменение цвета мочи, проявляющееся в столь специфических условиях. По мнению авторов Loftus и Arnold данные совпадения не могут быть объяснены ничем иным, кроме как имеющейся у художника острой перемежающейся порфирией.
Впервые диагноз ОПП появляется в голландской медицинской литературе буквально за считанные недели до смерти Винсента, поэтому его лечащие врачи, к сожалению, не имели возможности узнать о существовании данной патологии. Хотя мы никогда достоверно и не узнаем точный диагноз Ван Гога, основываясь лишь на субъективных описаниях, современные достижения генетики и молекулярной биологии позволяют по-новому взглянуть на болезнь великого Винсента.
Автор перевода: Кибитов А.А.
Источник: F. CliffordRose. Van Gogh’s Madness. International Review of Neurobiology. Volume 74, 2006, Pages 253-269