Новости

 

Чтобы определить меры профилактики и лечения телесных дисморфических симптомов, необходимо понимать, какова их природа происхождения: категориальная или дименсиональная. Для ответа на это вопрос Manya Bala et al. провели исследование, опубликованное в журнале Psychiatry Research. Они отобрали 707 респондентов подросткового возраста, предложили им заполнить опросники тревожности о внешнем виде и о восприятии своего тела. Затем провели таксонометричкский анализ результатов. В итоге авторы обнаружили, что телесное дисморфическое расстройство (ТДР) скорее всего имеет дименсиональную природу. 

 

ТДР характеризуется чрезмерной озабоченностью частью или частями тела, каким-либо его недостатком тогда, когда эти недостатки минимальны и не так очевидны другим людям. Лица, страдающие ТДР, компульсивно стараются скрыть свой недостаток. В результате нарушается социальное функционирование и снижается качество жизни, что также может привести к суицидальным попыткам (особенно это характерно для тех, у кого данное расстройство началась в подростковом возрасте). Среди всех социальных групп наиболее часто от ТДР страдают студенты и девочки старшего подросткового возраста. 

 

Вопрос, является ли ТДР дименсиональной или категориальной единицей, до сих пор остаётся открытым. 

 

Если предположить дименсиональную модель, то получится, что многие люди испытывают те или иные симптомы телесной дисморфии. И даже если они не достигают степени выраженности, достаточной для постановки диагноза, люди всё равно страдают. При дименсиональной модели в этиологии ТДР будут играть роль различные факторы. В поддержку этой модели свидетельствует тот факт, что 15% женщин и 5% мужчин беспокоятся о своём внешнем виде по крайней мере час в день. 

 

Если верна категориальная модель, то получается, что ТДР значительно отличается от обычного переживания, а также имеет определённые факторы риска. В этом случае должны быть ясны этиология заболевания (гены, окружающая среда), взаимодействие влияющих факторов и их пороговые эффекты. В пользу этой модели свидетельствует то, что среди лиц, страдающих ТДР, преобладают женщины. Более того, люди с данной патологией склонны значимо гиперболизировать свой дефект («Я монстр»), что отличает ТДР от стандартного беспокойства о своём недостатке. 

 

Ранее исследования определяли смешанную – и дименсиональную, и категориальную – природу ТДР. Так, были обнаружены признаки выраженной и менее выраженной ТДР. При этом некоторые симптомы определялись и в контрольной группе. Более того, в этих экспериментах участвовали лица в возрасте от 22 лет. Однако, ТДР начинается раньше, и в этот период её сложно отличить от нормального возрастного развития. Это может позволить изучить, не является ли ТДР дименсией. 

 

В январе 2022 года в журнале Psychiatry Research было опубликовано исследование Manya Bala et al. При помощи таксонометрического анализа авторы попытались уточнить, являются ли симптомы ТДР дименсией или категорией у подростков с субклинической картиной данной патологии. В исследовании приняло участие 707 человек в возрасте 11 – 16 лет. Из них 50,2% – мужчины, 49,4% – женщины, 0,4% – неизвестно. Им предложили заполнить опросник тревожности о внешнем виде (Appearance Anxiety Inventory, AAI) и опросник о восприятии своего тела для детей и подростков (Body Image Questionnaire Child and Adolescent Version, BIQCA). Последний опросник авторы использовали для определения пограничных симптомов телесной дисморфии: изъяны во внешности, повторяющееся поведение, повреждения и осознание.

 

В ходе исследования были получены следующие результаты. 13% респондентов продемонстрировали повышенный риск развития ТДР согласно опроснику AAI. Опросник BIQCA продемонстрировал, что 5,9% респондентов имеют выраженные симптомы телесной дисморфии. Таксономический анализ (MAMBAC, MAXEIG и L-MODE) продемонстрировал, что ТДР имеет дименсиональный паттерн, то есть данный синдром является значительным усилением нормальной, часто встречающейся в популяции, тревоги по поводу своей внешности. 

 

Результаты исследования имеют значение для понимания теоретических основ ТДР. Так, ввиду дименсиональной природы этого синдрома можно предположить многофакторность его этиологии. Это подтверждается более ранними исследованиями, которые обнаруживают влияние генов и внешних факторов (например, негативные замечания от сверстников) на развитие ТДР. При этом один и тот же фактор может вызывать разную по степени тяжести симптоматику. Будущие исследования стоит направить на уточнение этого факта. 

 

Значение нового исследования для клинической практики следующее. Из-за того, что классификация психических расстройств построена на категориальной модели, восприятие ТДР как категории может заставить врачей не учитывать лиц с подпороговый уровнем синдрома, которые, тем не менее, страдают. Более эффективно было бы определять, где именно на континууме выраженности ТДР находится тот или иной пациент. Возможно, подпороговый уровень ТДР является риском развития этого синдрома. Можно предположить, что лечение таких пациентов снизит вероятность развития синдрома и коморбидных расстройств. 

 

Так как ТДР может быть пропущен в клинической практике, набрать достаточное количество участников для  исследования сложно. Поэтому практически невозможно провести большие генетические исследования. Предполагая, что ТДР является дименсией, возможно проведение  исследований, где в качестве респондентов будут приглашены лица без ранее диагностированной психопатологической симптоматики. 

 

Таким образом, новое исследование стало первым экспериментом для изучения ТДР с использованием таксономического анализа с респондентами-подростками. В результате было определено, что данное расстройство имеет дименсиональную природу. Будущие исследования должны проверить, согласуются ли полученные результаты в различных возрастных и половых группах.

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Manya Bala et al. Are body dysmorphic symptoms dimensional or categorical in nature? A taxometric investigation in adolescents. Psychiatry Research.