Новости

 

Период пандемии COVID-19 сопровождался обширными исследованиями посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Однако многие исследователи высказывали опасения относительно соблюдения диагностических критериев для данного расстройства, установленных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) и Международной классификации болезней (МКБ).

 

В ходе обширного обзора, опубликованного в Journal of Anxiety Disorders, было выявлено, что во время пандемии COVID-19 большинство исследований ПТСР не удовлетворяют диагностическим критериям DSM или МКБ. Анализ 1129 исследований, проведенный двумя независимыми рецензентами, выявил, что в 70,0% исследований не указывается травматическое событие, к которому приписывались симптомы ПТСР. Эти результаты подчеркивают необходимость критического взгляда на методологические подходы в исследованиях ПТСР в условиях пандемии, чтобы обеспечить их диагностическую точность и клиническую релевантность.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это расстройство, которое может возникнуть только после травмирующих событий. Определение ПТСР в DSM-5 требует, чтобы человек подвергся фактической смерти или угрозе смерти, а также серьезной травме или сексуальному насилию в результате непосредственного переживания данного события или став свидетелем травмирующего события. К событиям, способным вызвать ПТСР, также относятся ситуации, когда человек узнаёт, что травмирующее событие произошло с близким членом семьи или другом, а также в ходе неоднократного или экстремального воздействия вызывающих отвращение деталей травмирующего события (например, у сторонников службы экстренного реагирования и т. д.).

 

Более ранее руководство DSM-IV включало ещё один субъективный критерий, который был удалён при переходе на DSM-5: человек должен был испытывать сильный страх, беспомощность или ужас. Этот субъективный критерий был удален  по нескольким причинам, одна из которых заключалась в том, что субъективный ответ не обеспечивал более высокой точности диагностики.

 

Определение травматического воздействия в МКБ-11, по сравнению с определением DSM-5, менее подробное и требует воздействия чрезвычайно угрожающих или стрессовых событий, как единичных, так и в серии. В определении упоминаются такие примеры, как пытки, жестокое обращение с детьми, длительное насилие в семье. Несмотря на некоторые различия, симптомы ПТСР являются воспринимаемым следствием травмирующего события или травмирующих событий в обеих диагностических системах.

 

Однако, как показали предыдущие исследования, исследователи иногда пренебрегают наличием травматического события. Поэтому исследователи называют свои результаты не ПТСР, а посттравматическим стрессом, посттравматическими реакциями или симптомами ПТСР, чтобы указать, что эти исследования действительно не полностью соответствуют критериям ПТСР.

 

Muysewinkel E. et al. в своём новом обзоре проанализировали каким образом исследователи учитывали травматическое событие. Два независимых рецензента изучили 1129 исследований, опубликованных с 1.01.2020 по 1.07.2023. Оценивались используемые шкалы для измерения ПТСР, диагностическая система (DSM или МКБ), учитывалась ли травматическое событие при измерении ПТСР, а также страна, где проводился сбор данных.

 

Среди 1129 исследований 70,0% не предоставили никаких указаний на травматическое событие, к которому были приписаны симптомы ПТСР. Только 11,3% исследований явно указали на индекс-событие, связанное с симптомами ПТСР. Кроме того, 54,1% исследований использовали шкалы на основе критериев DSM-IV, а большинство исследований проводились в Китае, США и Италии.

 

Таким образом, лишь ограниченное количество исследований, проведенных в период пандемии COVID-19, сообщает об использовании индекс-события в изучении ПТСР. Кроме того, большинство исследований использовали шкалы, основанные на предыдущих версиях наиболее распространенной диагностической системы – DSM. Задержка во внедрении новых диагностических критериев может оказать влияние на клиническую релевантность научных исследований.

 

Перевод: Касьянов Е. Д.

 

Источник: Muysewinkel E, Stene LE, Van Deynse H, Vesentini L, Bilsen J, Van Overmeire R. Post-what stress? A review of methods of research on posttraumatic stress during COVID-19. J Anxiety Disord. 2024 Jan 10;102:102829. doi: 10.1016/j.janxdis.2024.102829. Epub ahead of print. PMID: 38219397.