Новости

 

Люди с психическими расстройствами часто сталкиваются со стигмой. Под давлением общества они могут сами считать себя социально неполноценными из-за болезни – происходит интернализация стигмы, или самостигматизация. Считается, что самостигматизация деморализует людей с психическими расстройствами и лишает их мотивации к лечению. Но что, если взаимосвязь стигмы и мотивации куда более неоднозначна, чем принято полагать? 

 

Сотрудники НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева вместе с коллегами из Института психиатрии, психологии и нейронаук Великобритании доказали, что существует категория пациентов с психическими расстройствами, способных преодолевать самостигму благодаря активному сотрудничеству с врачами и развитию собственных знаний и навыков по борьбе с заболеванием. Исследование опубликовано в журнале  Consortium Psychiatricum. 

 

Для проверки своей гипотезы исследователи опросили 63 пациента психиатрического стационара с помощью опросника оценки мотивации к лечению (TMAQ) и русскоязычной версии шкалы интернализованной стигмы психического заболевания (ISMI). Ученые также собрали клинические и социальные данные опрошенных, а затем применили метод цифрового фенотипирования и создали многофакторную цифровую модель, которая позволила разделить участников исследования на три кластера с различными типами самостигматизации.

 

Наименее стигматизированный кластер 3 показал умеренную реакцию на психические расстройства и благоприятную мотивацию к лечению. В кластеры 1 и 2 попали пациенты с интернализованной стигмой. Все они имели опыт социального отвержения по шкале ISMI, однако поведение, связанное со здоровьем, у двух кластеров было разным за счет различий в мотивации к лечению.

 

Пациенты из 1-го кластера по данным опроса TMAQ показывали высокий уровень понимания механизмов своей дезадаптации и готовность вовлеченно участвовать в лечебном процессе. Стигма мотивировала их бороться с болезнью и работать над возвращением к норме. В связи с хорошей способностью пациентов этого кластера справляться со стрессом в процессе лечения, авторы исследования назвали самостигматизацию для этой категории пациентов «эксплицитной», то есть развёрнутой и явной.

 

Пациенты из кластера 2, наоборот, показали низкую моральную устойчивость к стигме. Они пассивно принимали социальную роль «психически больного» и демонстрировали минимальную мотивацию к лечению и слабое осознание психологического механизма дезадаптации, что подтверждали результаты опроса по шкале TMAQ. Пациенты данного кластера были отнесены к категории самостигматизированных «имплицитно», то есть фоново или неявно.

 

Примечательно, что в кластере 1 оказались в основном пациенты пожилого возраста с более длительным течением болезни и повторными госпитализациями, а вот пациенты, вошедшие во 2-ой кластер, были моложе, продолжительность их болезни была короче, и они были преимущественно мужчинами. «Эксплицитный» подтип  самостигматизации можно считать более благоприятным, чем «имплицитный» из-за более конструктивного отношения больных к лечению. 

 

Как показало исследование, формирование того или иного подтипа самостигматизации опосредуется преимущественно течением заболевания, полом и личностными качествами пациентов, а не диагнозом и тяжестью симптомов. Использование методов цифровой психиатрии позволяет учесть большое количество индивидуальных параметров каждого пациента. Это дает перспективную возможность для разработки личностного подхода к реабилитации пациентов, что способно повысить ее эффективность.

 

Авторы: Сорокин М.Ю., Лутова Н.Б., Бочарова М.О., Хобейш М.А., Вид В.Д.

 

Источник: Sorokin MYu, Lutova NB, Bocharova MO, Khobeysh MA, Wied VD. Computational psychiatry approach to stigma subtyping in patients with mental disorders: explicit and implicit internalized stigma. Consortium Psychiatricum. 2023;4(3):CP6556. doi: 10.17816/CP6556