Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)
Как психоделики связываются с ключевыми рецепторами клеток головного мозга
Психоделические препараты, такие как ЛСД, псилоцибин и мескалин, вызывают тяжелые и часто длительные галлюцинации, но они обладают большим потенциалом в лечении серьезных психических состояний, таких как большое депрессивное расстройство. Чтобы полностью исследовать этот потенциал, ученым необходимо знать, как эти лекарства взаимодействуют с клетками мозга на молекулярном уровне, вызывая биологические эффекты. Ученые из UNC-Chapel Hill и Stanford сделали большой шаг в этом направлении. Впервые ученые, запечатлели с высоким разрешением процесс связывания этих соединений с серотониновыми 5-HT2A рецепторами на поверхности клеток головного мозга. Это открытие, уже ведет к исследованию более целенаправленных соединений, которые не обладают галлюциногенным эффектом, но при этом обладают сильным терапевтическим действием.
На данной иллюстрации показана химическая структура аминокислот, составляющих комплекс 5-HT2A рецепторов связанных с психоделиком (розовый, сверху).
Тиамин и алкогольная деменция
Деменция, связанная с алкоголем (АД), является частым и тяжелым следствием злоупотребления алкоголем. Существует гипотеза, что перегрузка мозга железом является важным патогенетическим звеном, ускоряющим когнитивное снижение при злоупотреблении алкоголем. Кроме того, предполагается, что тиамин, который часто обеднен при злоупотреблении алкоголем, может быть ключевым модулятором в этом процессе: дефицит тиамина нарушает целостность гематоэнцефалического барьера, тем самым позволяя железу проникать в мозг и накапливаться в нем. Эта гипотеза основана на результатах исследований на животных, трансляционных исследований и нейровизуализации и требует дальнейших исследований.
Эбселен – новое средство в терапии мании и гипомании
Литий – эффективное профилактическое и антиманиакальное средство при биполярном расстройстве; однако его использование сокращается из-за предполагаемой плохой переносимости и токсичности. Литий ингибирует инозитолмонофосфатазу, что вероятно является ключевым терапевтическим механизмом, противовоспалительный препарат эбселен также ингибирует данный фермент, хорошо переносится и безопасен. В рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом испытании в параллельных группах, оценивалась эффективность и безопасность эбселена у пациентов с манией и гипоманией. Результаты показали численное превосходство (по шкалам мании Янга и Альтмана) приема эбселена по сравнению с плацебо, но данные не являются статистически значимыми. Баллы по шкале CGI-S были значительно ниже на 3-й неделе у участников, получавших эбселен. Исключение пациентов, принимающих сопутствующую терапию вальпроатом, увеличило различия между эбселеном и плацебо по шкале мании Янга. Нежелательные явления были сопоставимы между группами и были легкими.
Высокие дозы докозагексаеновой кислоты в профилактике деменции
В предшествующих клинических испытаниях добавок докозагексаеновой кислоты (ДГК) для профилактики деменции, вызванной болезнью Альцгеймера (БА), использовались более низкие дозы и были в основном отрицательные результаты. Предполагается, что для адекватной биодоступности мозга необходимы большие дозы ДГК, и что AпоE4 (аполипопротеин Е4) связан с уменьшением доставки ДГК и эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК) в мозг до начала когнитивных нарушений. В рандомизированном плацебо-контролируемом клиническом испытании 33 человека получали комплекс витаминов B (1 мг витамина B12, 100 мг витамина B6 и 800 мкг фолиевой кислоты в день) и рандомизированно получали 2152 мг ДГК в день или плацебо в течение 6 месяцев. В группе лечения ДГК наблюдалось 28%-ное увеличение ДГК в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) и 43% ЭПК в ЦСЖ по сравнению с плацебо. Уровень ЭПК в ЦСЖ у индивидов не являющихся носителями АпоE4, был в три раза выше на фоне дополнительного приема, чем у носителей AпоE4. Изменения объемов мозга и когнитивных показателей не различались между группами.
Риск диабета 2 типа у молодых людей принимающих селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
В когортном исследовании оценивалась безопасность применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) у детей и подростков с точки зрения риска развития сахарного диабета 2 типа (СД2). Полученные данные свидетельствуют о том, что дети и подростки, начинающие лечение СИОЗС, могут иметь небольшой риск развития СД2, особенно у пациентов с государственной страховкой по сравнению с пациентами имеющими частную страховку. Вероятной причиной этого является более низкий социально-экономический статус, большое количество сопутствующих заболеваний и более высокая распространенность факторов риска для СД2. Принимая решение о лечении молодых пациентов, этот потенциальный небольшой риск, наряду с другими потенциальными побочными эффектами СИОЗС, такими как тошнота и нарушение сна, следует сопоставлять с преимуществами лечения детской депрессии и тревожных расстройств.
Метаболические эффекты арипипразола, кветиапина и зипрасидона у пациентов с первым психотическим эпизодом
В трехлетнем перспективном исследовании принимали участие 202 пациента с первым эпизодом психоза. Через 3 года после первого эпизода психоза у пациентов наблюдается значительное увеличение массы тела и ИМТ, а также липидных и гликемических параметров, что приводит к клиническим метаболическим нарушениям. В этом контексте первый год – критический период для набора веса и развития метаболических изменений. В этом исследовании зипразидон приводил к меньшему приросту веса и ИМТ, чем арипипразол.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и риск повторного внутримозгового кровоизлияния
Целью лонгитюдного когортного исследования было определить связь приема СИОЗС у выживших после первичного внутримозгового кровоизлияния (ВМК) с рецидивом ВМК и снижением тяжести депрессивных симптомов. Результаты исследования показали, что использование СИОЗС после первичного ВМК связано как с улучшением депрессивных симптомов, так и с повышенным риском рецидива геморрагического инсульта. Клинический анамнез, данные нейровизуализации и генетические биомаркеры могут помочь идентифицировать переживших ВМК, которые с большей вероятностью будут безопасно переносить использование СИОЗС.
Антагонисты опиоидов при шизофрении
Был проведен метаанализ плацебо-контролируемых клинических испытаний налоксона, налтрексона, налмефена и бупренорфина у пациентов с шизофренией, чтобы определить, имеют ли антагонисты опиоидов терапевтическую эффективность в отношении позитивных, негативных или общих психопатологических симптомов (а также суммарно) шизофрении. Обнаружен статистически значимый эффект всех перечисленных препаратов по всем субшкалам. Полученные данные подтверждают необходимость дальнейших тестирований в рандомизированных клинических испытаниях нового класса не-D2-рецепторных препаратов, основанных на опиоидных механизмах, для лечения позитивных и негативных симптомов шизофрении.
Влияние диазепама на ремоделирование нейронов в префронтальной коре в результате хронического непредсказуемого стресса
Хронический стресс вызывает атрофию нейронов и потерю синапсов в медиальной префронтальной коре (ПФК), что приводит к поведенческим и когнитивным нарушениям. Недавние открытия показывают, что микроглия способствует структурному ремоделированию нейронов посредством увеличения колониестимулирующего фактора (КСФ)-1 в медиальной ПФК. Другая работа показывает, что хронический стресс вызывает аберрантную нейрональную активность в медиальной ПФК, и что гиперактивность нейронов увеличивает передачу сигналов КСФ1 и изменяет функцию микроглии. В исследовании на мышах, диазепам ослаблял вызванные хроническим непредсказуемым стрессом поведенческие и когнитивные нарушения. Дальнейшие исследования показали, что диазепам нормализует КСФ1 и C3 мРНК в ПФК и предотвращает увеличение КСФ1r и Cd11b в микроглии лобной коры после хронического непредсказуемого стресса. Стресс не влиял на экспрессию нейроиммунных генов в дорсальном гиппокампе. Конфокальная визуализация у мышей продемонстрировала, что диазепам ограничивает поглощение нейронных элементов микроглией и блокирует вызванную стрессом потерю дендритных шипов в медиальной ПФК. В целом, эти данные указывают на то, что модуляция нейрональной активности, вызванной хроническим стрессом, ограничивает опосредованное микроглией ремоделирование нейронов в медиальной ПФК и последующие поведенческие и когнитивные последствия.
Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)
Автор перевода: Черапкин Е.C.